Размер шрифта:

Новости

Заместитель руководителя Росимущества Глеб Сергеевич Никитин проанализировал формирование и организацию работы института профессиональных директоров в составе органов управления акционерных обществ с государственным участием:

20.10.2011 / Выступления и интервью / Доклады, отчеты, обзоры / Новости

- В качестве профессиональных директоров Минэкономразвития России и Росимущество рассматривают лиц, не являющихся государственными либо муниципальными служащими (а также не замещающих государственные должности и не избранных в органы местного самоуправления), обладающих достаточным уровнем профессионализма, компетенции и практического опыта, позволяющим им осуществлять деятельность в качестве члена совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества с государственным участием.
         Профессиональные директора, избираемые в установленном порядке в составы советов директоров (наблюдательных советов) акционерных обществ из числа кандидатов, выдвинутых акционером - Российской Федерацией голосами по акциям, принадлежащим государству как акционеру, осуществляют свою деятельность либо в статусе профессиональных поверенных, либо в статусе независимых директоров.
         В целях осуществления наиболее эффективного замещения государственных гражданских служащих в советах директоров (наблюдательных советах) акционерных обществ с государственным участием при Росимуществе была сформирована Комиссия по отбору независимых директоров, представителей интересов Российской Федерации и ревизоров для избрания в органы управления и контроля акционерных обществ, не включенных в специальный перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от  23 января 2003 г. № 91-р. Комиссия формируется из представителей Росимущества, Минэкономразвития России, федеральных органов исполнительной власти, на которые возложена координация деятельности обществ в соответствующей сфере экономики и общественно-профессиональных организаций (РСПП, АНД, РИД, ОПИАК).
         Одним из механизмов осуществления отбора профессиональных директоров в составы органов управления госкомпаний является программный комплекс Межведомственного портала по управлению государственной собственностью. Так на базе Портала реализован функционал личных кабинетов профессиональных директоров, представляющих собой по существу индивидуальное информационное пространство, в котором пользователю предоставляются возможности по размещению сведений о его деятельности (в форме анкеты профессионального директора), а также возможность подачи заявок на избрание в органы управления акционерных обществ с государственным участием. При этом кандидатура номинанта рассматривается Комиссией только в случае корректного предоставления персональной информации и согласия через указанный Интернет-ресурс. Вся информация, касающаяся сроков подачи заявок и перечня акционерных обществ, в которых планируется осуществить замещение позиций, занимаемых государственными служащими, кандидатами из числа профессиональных директоров с возможностью их последующего избрания в качестве председателей соответствующих госкомпаний размещена на официальном сайте Росимущества.
         В 2010 г. по итогам проведенных заседаний Комиссии на годовых общих собраниях акционеров в составы советов директоров (наблюдательных советов) 389 акционерных обществ с участием Российской Федерации избрано 440 кандидатов из числа лиц, не являющихся государственными служащими, занявших 707 позиций (из них 214 – в качестве независимых директоров; 493 – в качестве профессиональных поверенных).
         Порядок деятельности профессиональных директоров в органах управления госкомпаний определен в постановлении Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. № 738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»)». В указанном нормативно-правовом акте выделено две категории членов советов директоров (наблюдательных советов), избираемых голосами по акциям, принадлежащим Российской Федерации как акционеру:
         – представители интересов государства, как государственные служащие, так и иные лица – профессиональные поверенные, которые обязаны голосовать в соответствии с директивами собственника (при наличии указанных директив);
         – независимые директора, голосующие на основе личного профессионального опыта и собственного суждения, и отвечающие установленным критериям отбора. 
         К вопросам повестки дня заседания совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, по которым Росимущество обязано выдавать письменные директивы представителям интересов Российской Федерации в совете директоров (наблюдательном совете) общества, отнесены следующие вопросы:
         - утверждение повестки дня общего собрания акционеров;
         - увеличение уставного капитала общества;
         - образование единоличного исполнительного органа общества;
         - формирование рекомендаций по размеру дивиденда по акциям;
         - одобрение крупных сделок;
         - принятие решений об участии и о прекращении участия общества в других организациях;
         - избрание (переизбрание) председателя совета директоров (наблюдательного совета);
         - иные вопросы в целях исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации, поручений Председателя Правительства Российской Федерации или Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации.
         В целях оптимизации деятельности профессиональных директоров в органах управления акционерных обществ с государственным участием, а также с целью организации взаимодействия государства с членами органов управления акционерных обществ, представляющими его интересы и не являющимися государственными служащими (профессиональными поверенными), существует необходимость заключения договоров между ними и Российской Федерацией в лице Росимущества, отраженная в п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 10.06.1994 № 1200 «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой», а также в постановлении Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 года № 738. 
         В условиях изменения стратегии корпоративного управления акционерными обществами с государственным участием в сторону расширения практики привлечении профессиональных директоров возникла объективная необходимость внесения изменений в примерную форму договора. Минэкономразвития России совместно с Росимуществом и представителями бизнес-сообщества, входящими в состав Рабочей группы по вопросам участия независимых директоров и профессиональных поверенных в Советах директоров акционерных обществ с долей государства в уставном капитале Комитета независимых директоров Российского союза промышленников и предпринимателей договор был доработан.
         Кроме этого, Минэкономразвития России совместно с Росимуществом признано целесообразным заключение договоров между акционерным обществом в лице единоличного исполнительного органа и избранными членами совета директоров общества (наблюдательного совета).
         Разработанный Росимуществом проект рассматриваемого договора одобрен Рабочей группой по вопросам участия независимых директоров и профессиональных поверенных в советах директоров акционерных обществ с долей государства в уставном капитале Комитета независимых директоров Российского союза промышленников и предпринимателей.
         Расширение практики привлечения профессиональных директоров (независимых директоров и профессиональных поверенных) в составы органов управления компаний с участием государства –  новая стратегия корпоративного управления в государственных компаниях, инструмент повышения эффективности управления федеральными пакетами акций.
Основная цель работы профессиональных директоров в госкомпаниях – развитие института корпоративного управления с учетом мировых стандартов и принципов, для создания условий повышения инвестиционной привлекательности и роста капитализации компании.
         Основная задача  - постановка стратегических целей развития госкомпаний в рамках проводимой государством политики в соответствующих сферах экономики.
         Совет директоров (комитет по стратегии), прежде всего, призван разработать среднесрочную (на период 5-7 лет) и долгосрочную (на период 7-10 лет) стратегии развития акционерного общества, а также осуществлять мониторинг актуальности данных стратегий на любой момент времени и ее реализации.
         Дальнейшая адаптация института профессиональных директоров в органах управления госкомпаний предполагает, прежде всего, обеспечение преемственности в работе уже избранных директоров.  В этой связи встает вопрос об определении стандарта качества и прозрачности работы совета директоров, в том числе об оценке эффективности работы профессиональных директоров в органах управления акционерных обществ с точки зрения основных экономических показателей деятельности общества и степени вовлеченности независимого директора в процесс выработки основных системных решений в обществе. Основными ориентирами такой оценки должны стать как непосредственная деятельность члена совета директоров (его участие в принятии ключевых решений, инициативность, участие в работе специализированных комитетов при совете директоров, качество принимаемых решений и т.п.), так и динамика финансово-экономического состояния госкомпаний (на основе совершенствования системы ключевых показателей эффективности деятельности акционерных обществ).
         В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 1999 г. № 1116 «Об утверждении порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей интересов Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ» представители интересов Российской Федерации ежеквартально представляют отчет о своей деятельности в совете директоров (наблюдательном совете) акционерного общества с государственным участием путем его размещения в электронной форме на Межведомственном портале. С целью развития механизмов корпоративного управления в госкомпаниях, в том числе в рамках мероприятий, проводимых государством по внедрению лучшей практики корпоративного управления, в отчет представителя интересов Российской Федерации включены вопросы, позволяющие Росимуществу оценить деятельность совета директоров (наблюдательного совета), в котором профессиональный поверенный принимает участие. Указанные вопросы, прежде всего, ориентированы на оценку потенциала совета директоров (наблюдательного совета) с точки зрения сбалансированности квалификации и опыта входящих в его состав людей, определение уровня активности его работы, а также на комплексную оценку работы спецкомитетов и внутрикорпоративных процедур (в частности, характера взаимодействия менеджмента организации и совета директоров (наблюдательного совета).
         Отличительной чертой проведения отбора профессиональных директоров в составы органов управления госкомпаний является развитие механизма коммуникации с номинантами и уже избранными профессиональными директорами на качественно новой основе – организация информационного взаимодействия средствами Интернета. С этой целью на базе Межведомственного портала реализован функционал личных кабинетов для профессиональных директоров. Личный кабинет, с одной стороны, представляет собой индивидуальное информационное пространство кандидата, а с другой – эффективное средство коммуникации между Росимуществом и профессиональным директором. В личном кабинете представлены сведения о сотрудниках Росимущества, курирующих общества и отвечающих за качественную организацию корпоративных процедур. В дальнейшем у профессионального директора появится возможность посредством функционала личного кабинета участвовать в подготовке управленческих решений, направлять в Росимущество свое письменное мнение по вопросам повестки дня заседаний совета директоров (наблюдательного совета), получать директивы, а также осуществлять оперативную коммуникацию с акционерными обществами, в состав органов управления которых он входит. 
         Стоит отметить, что в рамках кампании по подготовке и проведению конкурсного отбора на замещение позиций в составах органов управления акционерных обществ, не включенных в специальный перечень от номинантов в настоящее время поступило и рассматривается более 5700 заявок, поданных ими с помощью функционала Межведомственного портала. 
         Формирование качественно работающего совета директоров (наблюдательного совета) невозможно без ответа на вопрос, насколько набор компетенций, предлагаемых каждым из членов совета директоров (наблюдательного совета) отвечает потребностям компании и ее собственника. Собственнику важно понимать, эффективны ли принимаемые им решения по вопросу формирования состава совета директоров (наблюдательного совета) компании, в том числе, с целью его дальнейшей оптимизации. Индивидуальная оценка каждого члена совета директоров (наблюдательного совета) госкомпании направлена на формирование у акционера мнения об активности и инициативности профессионального директора в процессе обсуждения, качестве предлагаемых им решений, профессиональном уровне и т.д. Одним из способов такой оценки является организация опроса членов совета директоров (наблюдательного совета) компании о деятельности своих коллег по органу управления. В этой связи планируется использовать программный комплекс Межведомственного портала для проведения опросов членов советов директоров (наблюдательных советов) госкомпаний о деятельности их коллег с целью формирования по итогам опроса мнения о деятельности каждого члена совета директоров (наблюдательного совета), избранного голосами по акциям, находящихся в собственности государства.



Распечатать

Скачать в формате:

Adobe PDF

Microsoft Word

Поделиться новостью:



Теги: Корпоративное управление, Межведомственный портал