Размер шрифта:

Новости

Авторская статья советника Управления корпоративных технологий Росимущества Ильи Мельникова в журнале «Акционерное общество: вопросы корпоративного управления»

14.02.2014 / СМИ о нас / Новости

ЭФФЕКТИВНОСТЬ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ,
ИЛИ ЗАЧЕМ И КОМУ НУЖЕН МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ ПОРТАЛ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ


      В настоящее время информационные технологии развиваются и совершенствуются в геометрической прогрессии. Благодаря такому стремительному развитию многие процессы становятся более удобными, а решение поставленных задач - более быстрым и эффективным.
      Безусловно, развитие российских информационных технологий зависит от стратегии развития государства и направленных политических решений.
      Для эффективного государственного управления необходимы современные информационные технологии, отвечающие всем необходимым требованиям информационно развитого государства.
      Как известно, эффективное управление связано с оперативностью принятия «правильных» решений для получения необходимых результатов. Процессы управления в государственном секторе не являются исключением, и в последние годы необходимость принятия «правильных» оперативных решений в максимально короткие сроки существенно увеличилась.
      Так, например, для эффективного управления государственными активами необходимо, чтобы информация о положении, деятельности, проблемах и т. д. этих активов хранилась, систематизировалась и передавалась в уполномоченный государственный орган максимально быстро и в полном объеме, а получение обратной связи от органов государственной власти не превращалось в длительную бумажную волокиту. В этом вопросе, безусловно, не обойтись без современных информационных коммуникаций.
      Менеджмент госпредприятий также в полной мере должен использовать объективную и своевременную информацию, собираемую, обрабатываемую, сохраняемую и распространяемую с помощью современных информационных средств. Сейчас это объективная необходимость, обусловленная, в частности, требованиями международного рынка. Для адекватного реагирования на возникающие в динамично развивающейся обстановке проблемы необходимо не только располагать своевременной и точной информацией, но и уметь систематизировать и анализировать ее, делать необходимые выводы, а также результативно воплощать в управленческих решениях. Отсюда необходимость удобной информационной коммуникации, которая является основой всего управленческого процесса.
      Именно для таких целей Росимуществом и был создан и реализован в сети Интернет Межведомственный портал по управлению государственной собственностью (далее - МВ Портал). К информационной составляющей МВ Портала предъявляются определенные требования:
            • краткость, четкость формулировок, своевременность поступления;
            • удовлетворение потребностей конкретных органов власти;
            • точность и достоверность;
            • правильный отбор первичных сведений;
            • оптимальность систематизации и непрерывность сбора и обработки сведений.
      Информация, содержащаяся на МВ Портале, помогает решать текущие задачи стратегического развития и тактического планирования, бухгалтерского учета и оперативного управления.
      Систематизация и учет информации, осуществляемые на МВ Портале, являются необходимыми дополнительными средствами контроля. Используя оперативную информацию, полученную посредством функциональных возможностей МВ Портала, можно четко спланировать и сбалансировать ресурсы организации (материальные, финансовые и кадровые); просчитать и оценить результаты управленческих решений; наладить оперативное управление себестоимостью продукции (товаров, услуг); отслеживать ход исполнения поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, использование ресурсов и т. д.
      В глобальном смысле МВ Портал позволяет:
            • повысить степень обоснованности принимаемых решений за счет оперативного сбора, передачи и обработки информации;
            • обеспечивать своевременность принятия решений по управлению организацией в условиях рыночной экономики;
            • добиваться роста эффективности управления за счет своевременного представления необходимой информации руководителям всех уровней управления из единого информационного фонда;
            • согласовывать решения, принимаемые на различных уровнях управления и в разных структурных подразделениях.
      Определяющим фактором при использовании МВ Портала для организации информационных связей между всеми участниками государственного управления является простота доступа и единство информационного пространства.
      Структура и организация МВ Портала обеспечивает доступ к данным любого уровня, предоставляя не только всю необходимую информацию, но и давая возможность контролировать работу конкретного пользователя с необходимой степенью детализации.
      Основной составляющей функционала MB Портала в настоящее время являются личные кабинеты его пользователей, представляющие собой по существу индивидуальное информационное пространство, в котором пользователю предоставляются возможности по размещению различных сведений, необходимых для организации целостного управленческого процесса, как со стороны его основного субъекта - государства (Росимущество и другие федеральные органы исполнительной власти), так и его участников: акционерных обществ с государственным участием, членов органов управления и контроля АО, руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и др.
      Единое информационное пространство позволяет всем вышеперечисленным пользователям МВ Портала в режиме реального времени иметь доступ к различным сведениям о государственной собственности, а также осуществлять представление, взаимный обмен и обобщение данной информации.
      В настоящей статье предлагается рассмотреть формат и порядок взаимодействия акционерных обществ с государственным участием (далее - АО) с акционером (Росимуществом) и иными участниками процесса управления государственной собственностью посредством МВ Портала.
      Получение доступа к функционалу личного кабинета осуществляется посредством регистрации и получения индивидуальных учетных данных (логин и пароль). Регистрация АО на МВ Портале осуществляется на основании официального запроса, подписанного единоличным исполнительным органом АО (далее - Запрос на регистрацию). Порядок регистрации АО на МВ Портале подробным образом описан в инструкции по заполнению личного кабинета АО (далее - ЛК АО), размещенной в открытом доступе на МВ Портале в разделе «Инструкции».
      При регистрации АО на МВ Портале индивидуальные учетные данные для входа в ЛК АО представляются единоличному исполнительному органу АО, либо лицу, указанному в запросе на регистрацию (далее - Администратор ЛК АО).
      Организацию осуществления информационного взаимодействия посредством МВ Портала от имени АО обеспечивает Администратор ЛК АО. При этом Росимущество рекомендует возложить обязанности Администратора ЛК АО на корпоративного секретаря АО.
      Администратор ЛК АО вправе поручить осуществление информационного взаимодействия от имени АО другим работникам. Порядок делегирования полномочий по осуществлению информационного взаимодействия от имени АО также подробно описан в инструкции по заполнению ЛК АО.
      Осуществив авторизацию, представитель АО, наделенный полномочиями по осуществлению информационного взаимодействия от имени АО, получает доступ к функционалу ЛК АО.
      Какую же информацию необходимо размещать АО на МВ Портале?
      Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 г. № 1214 (далее - Постановление № 1214) предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти осуществляют через МВ Портал взаимодействие по вопросам, регулируемым Положением об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («золотой акции»), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 г. № 738.
      В целях безусловного исполнения Постановления № 1214, а также совершенствования процессов управления государственной собственностью, Росимуществом определен порядок и структура информационного взаимодействия АО через ЛК на МВ Портал.
ЛК АО состоит из следующих основных разделов.
      1. Раздел ЛК «Акционерный капитал».
      Размещается информация о структуре акционерного капитала АО с указанием доли акционера в уставном капитале компании.
      2. Раздел ЛК «Органы управления и контроля».
      Размещается информация о составах совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии АО, сформированных на основании решений общего собрания акционеров.
      3. Раздел ЛК «Корпоративные мероприятия».
      Посредством функциональных возможностей настоящего раздела АО уведомляет акционера (Росимущество) о предстоящем корпоративном мероприятии. К уведомлению прикрепляются все необходимые документы и материалы, юридическая значимость которых подтверждается средствами электронной подписи (далее - ЭП).
      Уведомление и материалы к предстоящему корпоративному мероприятию после размещения их в соответствующем разделе ЛК АО на МВ Портале моментально становятся доступными акционеру (Росимуществу), федеральным органам власти, осуществляющим координацию и контроль деятельности данного АО, а также действующим членам органов управления, зарегистрированным на МВ Портале (порядок регистрации членов органов управления подробно описан в инструкции по заполнению личного кабинета профессионального директора, размещенной в открытом доступе на МВ Портале в разделе «Инструкции»).
      По итогам проведения корпоративного мероприятия в ЛК АО необходимо разместить следующие данные:
            • фактическая дата проведения корпоративного мероприятия,
            • формулировки принятых решений по вопросам повестки дня корпоративного мероприятия,
            • итоги голосования представителей акционера или членов совета директоров (наблюдательного совета) по вопросам повестки дня,
            • сведения о форме участия членов органов управления и контроля на заседаниях и протокол корпоративного мероприятия.
      4. Раздел ЛК «Отчетность».
      Размещаются электронные документы бухгалтерской отчетности в XML-формате. Дополнительно представлена возможность прикрепить бумажные формы бухгалтерской отчетности в разделе ЛК «Документы». Представление сведений бухгалтерской отчетности, составляющих государственную тайну, не требуется.
      5. Раздел ЛК «Документы».
      Размещаются следующие документы:
            - устав АО;
            - положения об органах управления АО (о единоличном исполнительном органе, о коллегиальном исполнительном органе, о совете директоров (наблюдательном совете), об общем собрании акционеров, о ревизионной комиссии, специализированных комитетах и др.);
            - годовой отчет по итогам деятельности АО в отчетном периоде;
            - уведомления и материалы к предстоящим корпоративным мероприятиям;
            - протоколы прошедших корпоративных мероприятий;
            - иные документы (положение о дивидендной политике, положение об информационной политике и т. п.).
      6. Раздел ЛК «Поручения».
      Размещается информация о выполнении Поручений Президента и Правительства Российской Федерации, в том числе:
            - о формировании специализированных комитетов при совете директоров (наблюдательном совете) АО, утверждении системы КПЭ, стратегии развития АО, разработке и принятии положений о вознаграждении менеджмента (основанном на системе КПЭ) и членов органов управления и контроля АО, выплатах (вознаграждениях) руководящему составу компании, имеющих право на получение вознаграждения;
            - об основных направлениях использования чистой прибыли, полученной по итогам деятельности АО в отчетном периоде;
            - о динамике издержек и управленческих расходов;
            - о реализации инвестиционных программ;
            - о реализации мероприятий по энергосбережению;
            - о закупках продукции российского производства;
            - о разработке среднесрочной стратегии развития организации и программы инновационного развития;
            - о мероприятиях, направленных на реструктуризацию активов компании;
            - о проведении закупочной деятельности;
            - о ДЗО компании.
      Более детализированная структура и порядок информационного взаимодействия АО, а также других участников процесса управления государственной собственностью посредствам МВ Портала описаны в «Регламенте работы пользователей Межведомственного портала по управлению государственной собственностью», утвержденном Приказом Росимущества от 08.09.2011 г. № 293, а также инструкциях по заполнению личных кабинетов, размещенных в открытом доступе на МВ Портале в разделе «Инструкции».

 

Возвращаясь к вопросу эффективности взаимодействия посредством МВ Портала, необходимо отметить, что использование МВ Портала всеми участниками процесса управления государственной собственностью обеспечивает:
            - реализацию унифицированного доступа всех участников государственного управления к коммуникационным ресурсам;
            - единое централизованное управление, администрирование и техническое обслуживание информационно-коммуникационных ресурсов;
            - организацию доступа к структурированной информации в режимах online;
            - организацию единой системы электронной почты и электронного документооборота;
            - защиту электронной почты на основе международных стандартов;
            - реализацию единого пользовательского интерфейса, предоставляющего пользователям средства работы с коммуникационными ресурсами информационной корпоративной сети;
            - функциональную наращиваемость, обеспечивающую построение корпоративной сети, как постоянно развивающейся и совершенствующейся, открытой для внедрения новых программных ресурсов, позволяющих развивать и совершенствовать состав и качество информационно-коммуникационных услуг без нарушения нормального функционирования сети.
      В международной практике информационных коммуникаций идет переход от бумажного к принципиально более эффективному электронному документообороту, как внутри организаций, так и в обществе и государстве в целом, ведь доля электронного документооборота считается важнейшим показателем уровня развития электронного государства. У нас, в настоящее время, к сожалению, внутри многих госкомпаний работа с документами ведется посредством бумажных носителей, что в значительной степени усложняет процесс взаимодействия.
      С учетом всего вышеизложенного, одним из важнейших этапов повышения качества корпоративного управления государственными компаниями является создание и развитие удобного инструмента для эффективного взаимодействия всех участников процесса управления (федеральные органы власти, АО с госучастием, ФГУП, профессиональные директора, общественные организации и др.).
      Таким образом, применение МВ Портала, безусловно, - один из способов становления качественного информационного обеспечения всех уровней государственной власти, так как это основа эффективного управления государством на современном этапе экономического развития.

Источник



Распечатать

Скачать в формате:

Adobe PDF

Microsoft Word

Поделиться новостью:



Теги: Корпоративное управление, Информационные технологии, Межведомственный портал