Размер шрифта:

Новости

«Приватизацию нужно поставить на службу модернизации экономики» - заместитель Руководителя Росимущества Эдуард Леонидович Адашкин ответил на вопросы информационного агентства РИА Новости

25.11.2009 / Новости

Правительство в условиях дефицита бюджета планирует форсировать процесс приватизации и получить в ближайшие годы от продажи крупных активов до 70 миллиардов рублей. Кроме того приватизация призвана ускорить выход государства из конкурентных секторов экономики. Насколько быстро можно реализовать эти амбициозные планы и какие препоны могут помешать их осуществлению, в интервью РИА Новости рассказал заместитель главы Росимущества Эдуард Адашкин.

Правительство в условиях дефицита бюджета планирует форсировать процесс приватизации и получить в ближайшие годы от продажи крупных активов до 70 миллиардов рублей. Кроме того приватизация призвана ускорить выход государства из конкурентных секторов экономики. Насколько быстро можно реализовать эти амбициозные планы и какие препоны могут помешать их осуществлению, в интервью РИА Новости рассказал заместитель главы Росимущества Эдуард Адашкин.

- Эдуард Леонидович, какова степень готовности плана приватизации на следующий год? Какие крупные активы будут предложены бизнесу?

- Работа над программой приватизации 2010 года и основными ее направлениями в 2011-2012 годах завершена. В Прогнозный план приватизации на 2010 год, принятый сегодня на заседании Правительства вошли госпакеты акций 449 обществ, реализация которых должна принести в бюджет 18 миллиардов рублей. В случае расширения этого перечня, а он будет расширяться, мы надеемся приблизиться к тем цифрам, которые правительство поставило как ориентир по увеличению доходов от приватизации - 70 миллиардов рублей.

Пока в план включены несколько крупных активов - 13,1% акций "Росгосстраха", 25,1% ТГК-5, 100% акций Московского метростроя, 100% акций Тыретского солерудника и 25,5% акций завода "Искитимцемент", стоимость каждого из которых превышает 500 миллионов рублей. ОАО "Современный коммерческий флот" в настоящее время входит в перечень стратегических предприятий. В случае принятия Президентом РФ решения о снижении доли участия РФ в управлении этим акционерным обществом, возможна приватизация части его акций в размере не более 25% минус 1 акция.

Росимущество при формировании программы приватизации на 2010 год использовало комплексный подход, позволяющий обеспечить адаптацию процессов приватизации федерального имущества к сложившейся финансово-экономической ситуации. Мы учитывали необходимость обеспечения баланса между приватизацией как инструментом повышения доходов федерального бюджета и задачами улучшения структуры и состава государственного сектора.

Мы исходили также из принципа реалистичности выполнения программы приватизации в рамках календарного года. В проект программы включены акционерные общества, акции которых ни разу не предлагались к продаже, а также общества, вызывающие интерес инвесторов, продажи по которым не состоялись ввиду временной неблагоприятной рыночной конъюнктуры. Мы полагаем, что проект будет базовым. В последующем он может быть дополнен отдельными решениями Правительства РФ, в том числе по объектам, имеющим повышенную инвестиционную привлекательность, приватизация которых сегодня ограничена.

Кроме этого Минэкономразвития совместно с Росимуществом подготовлены предложения по кардинальному сокращению перечня стратегических предприятий за счет организаций, работающих явно в конкурентном секторе. В перспективе в перечне стратегических должны остаться только такие предприятия и акционерные общества, которые производят продукцию, отсутствующую на рынке и непосредственно связанную с обеспечением национальной безопасности и исполнения государственных функций.

- Игорь Шувалов говорил о необходимости проведения структурной приватизации? В чем ее отличие от приватизации прошлых лет?

- Приватизация является инструментом структурных изменений в экономике, нацеленным на достижение экономически обоснованного уровня присутствия государства в уставном капитале хозяйствующих субъектов. Приватизация направлена на оптимизацию государственного сектора, а также на получение доходов от продажи федерального имущества. Это основополагающие цели.

Если предприятие чисто коммерческое, не производит уникальную или ограниченную в обороте продукцию не вовлечено в обеспечение обороноспособности государства и не обеспечивает государственных функций - ему нечего делать в госсобственности. Госпредприятия, как правило, менее мобильны, чем того требует рынок. В силу своей неповоротливости они не способны гибко реагировать на изменения, которые происходят вокруг них, не приспосабливаются к новым тенденциям и день за днем теряют свои конкурентные преимущества. В результате падает спрос на производимую ими продукцию, и в один прекрасный момент предприятие оказывается не в состоянии платить своим сотрудникам - а время для принятия мер оказывается безвозвратно упущенным.

Приватизация позволяет инициативным гражданам, имеющим желание трудиться и улучшать свою жизнь самостоятельно, открывать или развивать существующий бизнес, приобретая имущество на торгах. Успех приватизации зависит от действий государства в поощрении частной инициативы и предпринимательства.

Сегодня мы наблюдаем активное развитие нового этапа реформирования и структурной перестройки российской экономики - этапа модернизации. Его задача - обеспечить высокие устойчивые темпы экономического роста и осуществить необходимые для этого структурные и институциональные изменения. В этих условиях приватизацию необходимо поставить на службу модернизации.

-Удастся ли завершить приватизацию в среднесрочной перспективе? Сколько объектов сейчас в реестре госсобственности и сколько останется по окончании приватизации?

- По состоянию на 1 января 2009 года РФ является собственником имущества 3765 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП). Из них в отношении порядка 900 предприятий приватизация ограничена законодательством, более 900 предприятий уже включены в программу приватизации текущего года, порядка 400 предприятий не могут быть приватизированы в связи с банкротством. В отношении более 400 предприятий проводятся ликвидационные процедуры, в стадии реорганизации находятся около 600 предприятий. По более 150 предприятиям функции по управлению делегированы Управлению делами Президента РФ и Минобороны России.

Приватизация уже никогда не примет столь впечатляющих масштабов, как в 1992-1994 годах, но у нее еще есть немало возможностей. В России госсектор, имея в виду предприятия в госсобственности, реально сократить до 10-15%, то есть в 2-3 раза. Однако теперь приватизация уже не может быть самоцелью, она должна стать средством в решении более глобальной задачи - реконструкции и повышения эффективности российских предприятий. Это означает прежде всего привлечение инвестиций. Закон о приватизации предусматривает несколько способов приватизации, причем ни один из них не содержит условия привлечения инвестиций для реструктуризации предприятия. Во всех случаях речь идет только о денежной выручке. Между тем этапу модернизации нужны именно инвестиции для развития и технологического перевооружения предприятий. Несмотря на объективные трудности контроля за выполнением инвестиционных условий: большой разрыв во времени между аукционом и получением эффекта от вложений, к этому вопросу целесообразно вернуться. Минэкономразвития совместно с Росимуществом готовит поправки в закон о приватизации, предусматривающие эволюционное возвращение практики проведения инвестиционных аукционов, причем, в ряде случаев, например, если продаются госпакеты инфраструктурных предприятий, в условия аукциона может быть включено и требование по сохранению профиля деятельности.

- Сейчас основным способом приватизации является открытый аукцион. В конце прошлого года из-за кризиса Росимущество отказалось от вторичных продаж, чтобы активы не уходили за бесценок. Планируете ли вы вернуться к публичным продажам? Какие еще механизмы могут быть использованы, чтобы форсировать процесс приватизации?

- Действительно, в условиях нестабильности финансового рынка в конце 2008 года было принято решение о целесообразности применения при приватизации федерального имущества исключительно наиболее открытого способа – аукциона. Сегодня это является, по сути, единственным используемым способом. Вместе с тем значительная часть подлежащего продаже имущества не находит покупателей при продаже на аукционе. Уже в 2010 году мы планируем ввести новый для России способ - так называемые "голландские аукционы". Это тоже открытый аукцион, но с понижением цены. Причем с момента, когда один из участников торгов заявит о готовности купить актив, аукционист начинает пошагово повышать цену. Таким образом, мы приблизимся к справедливой цене, равновесной между спросом и предложением, основанной на независимой оценке. Механизм IPO тоже может использоваться, не смотря на то, что он не является способом приватизации. Однако IPO не должно превращаться в инструмент размывания принадлежащего государству пакета акций. Так, в случае необходимости привлечения в компанию стратегического инвестора, контрольные и блокирующие пакеты акций должны продаваться единым лотом, на открытом аукционе. Принимать же решение о проведении IPO можно только если государство четко представляет объем необходимых компании денежных средств, направление их использования и эффективность планируемых компанией инвестиций.

Еще одна новая форма, которая будет использоваться в 2010-2012 годах - это он-лайн торги в режиме видеоконференцсвязи, а затем и электронные торги. Они позволят проводить аукционы сразу на нескольких площадках, одновременно принимать заявки в Москве и на Дальнем Востоке. Это облегчит финансовое бремя на инвесторов, позволит избежать сговора между участниками торгов и исключит возможность коррупционных проявлений. Кроме того мы планируем создать информационный портал, где инвесторы смогут найти всю необходимую информацию о приватизируемых объектах причем задолго до объявления торгов - такая информация начнет туда стекаться с момента включения объекта в план продаж и будет отражать все этапы предпродажной подготовки. Мы сейчас совместно с банками прорабатываем механизм финансирования сделок по приобретению приватизируемых акций под залог самих акций. Ведь мы приватизируем много небольших по размеру предприятий. Используя кредитные средства и объединив усилия, такие предприятия могут купить и их работники, и иные граждане - необходимо лишь организующее начало и максимум открытой информации о том, что и где продается.

- А будут ли привлекаться к проведению торгов сторонние организации?

- Согласно Положению о деятельности Росимущества полномочия по привлечению юридических лиц для продажи приватизируемых объектов у нас есть. Принцип отбора единственный - конкурсный. Мы планируем установить жесткие требования к организациям, желающим продавать федеральное имущество и создать конкурентоспособную системную многоуровневую торговую площадку с пропускной способностью более тысячи торгов в год.

- Насколько успешно проходят продажи в этом кризисном году? Чувствуется ли оживление интереса инвесторов на фоне заявлений властей о начале выхода России из кризиса?

- Выполнение прогнозного плана 2009 года осложнено резким сокращением платежеспособного спроса и ожиданиями инвесторов по снижению стоимости активов. Мы почувствовали рост покупательского интереса только в августе-сентябре. В этом году продаже подлежат акции 287 акционерных обществ. По состоянию на сегодняшний день Росимуществом приняты распоряжения об условиях приватизации 173 пакетов акций, опубликовано 158 информационных сообщений о продаже, подведены итоги порядка 100 торгов. Потенциальными инвесторами был проявлен интерес к проводившимся аукционам в 10% случаях - в предшествующие годы указанный коэффициент составлял порядка 30%. Но эти цифры необходимо сверять не с нашей прошлогодней эффективностью, а с общей рыночной ситуацией. Сегодня на рынках слияния и поглощения и на рынках недвижимости эффективность продаж значительно ниже, чем у нас, доля сделок, совершаемых при первом предложении имущества к продаже по рыночной цене не превышает 4-7%. В случае наличия инвестиционного спроса мы объявляем повторные торги, в результате реализуем активы, часто с превышением начальной цены, например недавно продали 25.5% ОАО «Тобольский речной порт».

- И наконец, проблема ФГУПов, которая уже перезрела. Есть ли у Росимущества понимание, как можно ускорить процесс их акционирования и приватизации?

 - Росимущество, начиная с 2004 года, предлагает внести целый ряд поправок в законодательство с тем, чтобы процедура преобразования соответствующих предприятий в АО осуществлялась быстрее. Но работа из-за этого не останавливается, просто преобразование каждого ФГУП дается нам в 10 раз тяжелее. А так, как в пословице: "собака лает, а караван идет". И за последние 5 лет, несмотря на отсутствие изменений в законе, наш караван в этом направлении продвинулся достаточно далеко. За этот период были сформированы более 30 вертикально-интегрированных холдинговых структур, проданы миноритарные пакеты акций АО, размер которых не позволял государству как акционеру принимать те или иные управленческие решения, существенная часть унитарных предприятий была преобразована в открытые акционерные общества со 100% государственным участием. В результате за последние 5 лет структура принадлежащих РФ акций и долей в уставных капиталах хозяйственных обществ кардинальным образом изменилась: доля АО, где РФ владеет 100% акций возросла с 4% до 54%, а доля акционерных обществ, где государство не владеет контрольным пакетом акций, наоборот, сократилась с 81% до 39%. Число ФГУПов за 5 лет удалось сократить более чем вдвое. Очевидно, что скорость проведения приватизационных процедур могла бы быть существенно выше и в том случае, если бы нам не приходилось постоянно преодолевать сопротивление отраслевых министерств и ведомств, а также блокировать зачастую направленные не в интересах РФ действия некоторых руководителей ФГУПов. В целом же, если предпринять исчерпывающие меры и консолидировать общие усилия, за 2-3 года, возможно, каждое действующее предприятие будет преобразовано в АО, а недействующие - ликвидированы, и "проблема ФГУП", в принципе, перестанет иметь место быть.

РОСИМУЩЕСТВО ПРОГНОЗИРУЕТ И ПРЕДЛАГАЕТ:

*** ПРИВАТИЗАЦИЯ-2010 ДАСТ В БЮДЖЕТ НЕ МЕНЕЕ 18 МЛРД РУБЛЕЙ - ЗАМГЛАВЫ РОСИМУЩЕСТВА***

В план приватизации на 2010 год, принятый сегодня Правительством РФ вошли госпакеты акций 449 обществ, продажа которых должна принести в бюджет 18 миллиардов рублей, что в 1,5 раза больше плана текущего года. В базовый план, который будет расширяться по мере улучшения конъюнктуры рынка, пока включены лишь несколько крупных активов - 13,1% акций "Росгосстраха", 25,1% ТГК-5, 100% акций Московского метростроя, 100% акций Тыретского солерудника и 25,5% акций завода "Искитимцемент", стоимость каждого из которых превышает 500 миллионов рублей, сообщил в интервью РИА Новости замглавы Росимущества Эдуард Адашкин. Крупнейший морской грузоперевозчик РФ ОАО "Совкомфлот", о продаже блокпакета акций которого раньше заявляли власти РФ, в настоящее время входит в перечень стратегических предприятий. "В случае принятия Президентом РФ решения о снижении доли участия РФ в управлении этим акционерным обществом, возможна приватизация части его акций в размере не более 25% минус 1 акция", - сказал Адашкин. По словам чиновника, принципиальным отличием плана от аналогичных документов прошлых лет является его базовый характер. Документ предполагает расширение продаж по мере принятия правительством решений о приватизации тех или иных крупных стратегических объектов. С учетом крупных продаж власти рассчитывают привлечь в бюджет в ближайший год около 70 миллиардов рублей приватизационных доходов, что в разы превышает суммы, полученные от приватизации в 2007 и 2008 годах. Важным критерием при подготовке плана приватизации-2010 стала также реалистичность продаж, что стало возможным благодаря объединению в один госорган функций управления госсобственностью, предпродажной подготовки и продажи объектов, которые раньше были разделены между Росимуществом и РФФИ. Два ведомства были объединены в одно в соответствии с указом президента летом прошлого года.

*** РОСИМУЩЕСТВО ПРЕДЛАГАЕТ ВКЛЮЧИТЬ В ПРОЦЕСС ПРИВАТИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННУЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ***

Росимущество предлагает расширить инструменты приватизации за счет так называемых "голландских аукционов" (с понижением цены), а также вернуть к жизни инвестиционные аукционы, сообщил в интервью РИА Новости замглавы федерального агентства Эдуард Адашкин. По его словам, Минэкономразвития совместно с Росимуществом готовят соответствующие поправки в закон "О приватизации в РФ" и они могут вступить в действие уже в следующем году. Чиновник отметил, что речь идет об "эволюционном возвращении" инвестаукционов, которое должно сопровождаться эффективным контролем за осуществлением инвестиций, чего не было на начальных этапах приватизации. В ряде случаев, например, если продаются госпакеты инфраструктурных предприятий, в условия аукциона может быть включено и сохранение профиля деятельности. По мнению Росимущества, на этапе модернизации экономики России приватизация нужна не только для пополнения дефицитного бюджета, но и в целях привлечения инвестиций для реструктуризации и технологического перевооружения предприятий. "Росимущество считает необходимым использование инвестиционных аукционов, поскольку модернизации прежде всего нужны инвестиции. Это не единственный, но один из способов целевой приватизации", - отметил собеседник агентства. Эффективным способом продажи низколиквидных активов могут стать "голландские аукционы". О необходимости внедрения такого инструмента еще несколько лет назад говорил тогдашний глава Минэкономразвития, а ныне президент Сбербанка, Герман Греф. "Голландские аукционы", при которых торги идут сначала с понижением цены, а после того, как один из участников аукциона заявит о готовности купить актив, аукционист начинает пошагово поднимать цену. "Такой механизм позволит найти справедливую цену, равновесную между спросом и предложением", - пояснил собеседник.

*** РОСИМУЩЕСТВО ПЛАНИРУЕТ ПРИВЛЕЧЬ К ПРИВАТИЗАЦИОННЫМ ПРОДАЖАМ КОММЕРЧЕСКИЕ ПЛОЩАДКИ***

Росимущество планирует уже в 2010 году привлекать к приватизационным продажам альтернативные торговые площадки, что позволит увеличить объемы продаж, отбор агентов будет проводиться на конкурсной основе, заявил РИА Новости заместитель руководителя агентства Эдуард Адашкин. "Согласно Положению о деятельности Росимущества полномочия по привлечению юридических лиц для продажи приватизируемых объектов у нас есть. Принцип отбора единственный - конкурсный. Мы планируем в следующем году использовать указанный механизм и создать конкурентоспособную системную многоуровневую торговую площадку с пропускной способностью более тысячи торгов в год", - сказал Адашкин. Росимущество планирует и другие новшества, в частности, он-лайн торги в режиме видео-конференции, а впоследствии и электронные торги. В конце текущего или начале следующего года в Москве пройдет пилотный видео-аукцион, в котором смогут принять участие потенциальные покупатели из Санкт-Петербурга. Он-лайн аукционы расширят число потенциальных покупателей и уменьшат их финансовые расходы, так как им не придется ехать, например, с Дальнего Востока в Москву для участия в торгах. Планируется также, что в перспективе покупатели смогут подавать заявку на участие в торгах дистанционно, в электронном виде. Эти меры помимо прочего направлены на исключение возможности сговора между участниками аукциона и коррупционных проявлений, отметил собеседник.

*** ЗАДАЧУ АКЦИОНИРОВАНИЯ ФГУПОВ МОЖНО РЕШИТЬ ЗА 2-3 ГОДА - ЗАМГЛАВЫ РОСИМУЩЕСТВА***

Задачу акционирования ФГУПов можно решить за 2-3 года, решив таким образом проблему избыточного присутствия государства в экономике, полагает заместитель руководителя Росимущества Эдуард Адашкин. "Считаю абсолютно реальным обеспечить преобразование всех работающих в конкурентном секторе экономики ФГУП в открытые акционерные общества в течение 2-3 лет. В указанный период также необходимо обеспечить сокращение размера государственного сектора с нынешнего примерно в два раза", - сказал Адашкин в интервью РИА Новости. Он отметил, что приватизация направлена на оптимизацию госсектора и "является инструментом структурных изменений в экономике, нацеленным на достижение экономически обоснованного уровня присутствия государства в уставном капитале хозяйствующих субъектов". "Если предприятие чисто коммерческое, не производит уникальную или ограниченную в обороте продукцию не вовлечено в обеспечение обороноспособности государства и не обеспечивает государственных функций - ему нечего делать в госсобственности. Госпредприятия менее мобильны, чем того требует рынок", - пояснил собеседник. По данным Росимущества, сегодня в федеральном реестре госсобственности свыше 3700 ФГУПов, более 900 из них уже включены в программу приватизации текущего года, 400 предприятий не могут быть приватизированы в связи с банкротством, в отношении еще 400 предприятий проводятся ликвидационные процедуры. Несмотря на объективные сложности акционирования таких предприятий и часто встречающееся сопротивление со стороны их директоров и министерств, в чьем ведении они находятся, процесс идет, и за последние пять лет количество ФГУПов удалось сократить более чем вдвое. Для ускорения этого процесса и кардинального решения проблемы Росимуществу необходимо расширение полномочий по контролю за хозяйственной деятельностью ФГУП. Недействующие предприятия должны быть просто ликвидированы, считает Адашкин. "И тогда "проблема ФГУП", в принципе, перестанет иметь место", - заключил собеседник агентства.



Распечатать

Скачать в формате:

Adobe PDF

Microsoft Word

Поделиться новостью:



Теги: Банкротство, Крупнейшие гос. активы, Недвижимость, Имущество ФГУП, ФЦП, Москва, Санкт-Петербург