Размер шрифта:

Новости

Ольга Дергунова: Росимущество вынуждено быть очень практичным и рациональным (интервью агентству ИТАР-ТАСС)

25.12.2013 / СМИ о нас / Новости

Год назад в Росимуществе началась структурная реформа: руководитель ведомства Ольга Дергунова пришла из бизнеса и организовала работу чиновников по принципам корпоративного управления. О том, насколько успешным оказался этот опыт, какой будет главная приватизационная сделка будущего года и как оценивать эффективность работы госкомпаний, - в итоговом интервью Ольги Дергуновой и ее топ-менеджеров ИТАР-ТАСС.

      Мы последовательно отходим от чрезмерной централизации принятия решений

      - Насколько оправдала себя структурная реформа Росимущества?
      - Структура любой организации должна способствовать достижению целей и решению задач, которые перед ней ставятся. В Росимуществе есть три основных направления деятельности, каждое из которых требует специалистов с определенными компетенциями и собственными методологическими подходами.
      Первое направление - это приватизация и управление имуществом. Второе - это функциональные подразделения по управлению имуществом казны и земельными отношениями. Третье - подразделения, которые обеспечивают принятие решений, связанных с имуществом: управление оценки, правовое управление и другие. Эти направления были положены в основу госпрограммы по управлению федеральным имуществом. Организационная структура Росимущества и его подразделения формировались в первую очередь в соответствии с направлениями этой госпрограммы.
      С учетом опыта из предыдущей жизни - из сферы корпоративного управления - в агентстве было сформировано управление внутреннего контроля. Такие службы - "третий глаз", система внутреннего аудита - должны быть в каждой организации. Они позволяют оценить независимым взглядом то, что происходит внутри.
      Еще один смысл, который был положен в основу организационной структуры, - это отделение продающих подразделений от обслуживающих. Это заимствование из банковского сегмента, где всегда есть китайские стены между теми, кто взаимодействует с клиентами и продает банковские продукты и услуги, и теми, кто готовит данные решения внутри организации. Мы постарались реализовать аналогичный подход в Росимуществе. Например, процесс приватизации, которым раньше специалисты занимались от начала до конца (включали актив в план приватизации, оценивали его и сами же продавали), был разбит на несколько итераций. Появились подразделения, которые занимаются только подготовкой актива к продаже, и подразделения, отвечающие только за процесс продажи.

- Система взаимоотношений с территориальными управлениями тоже изменилась?
      
- Одной из проблем Росимущества было отсутствие четкой модели управления, доведенной до каждого рабочего места через систему показателей и методических указаний, которые позволяют стандартные решения принимать одинаково от Якутска до Калининграда. Также не был развит механизм обратной связи, когда у сотрудников есть возможность увидеть несовершенство процесса, предложить изменения и внести их.
      Создать такую модель мы постарались в первую очередь. В Росимуществе назначен отдельный заместитель, который курирует территориальные управления на 83 территориях. За прошедшее время из руководителей территориальных подразделений мало кого заменили, может быть, 15-20 человек, большинство из них по возрастному цензу.
      Два раза в год мы стали делать большие рабочие семинары, куда приезжают все руководители территориальных управлений. Это отличная возможность услышать обратную связь с территорий и скорректировать действия Росимущества. Мы начали процесс изменений, и мне кажется, у сотрудников поменялось отношение к работе: руководители территориальных органов перестали стесняться задавать вопросы, диалог с центральным аппаратом Росимущества идет на равных.
      Сейчас мы последовательно отходим от чрезмерной централизации принятия решений. Мы подготовили и обсудили предложения по изменению положения о территориальных управлениях, которое предполагает децентрализацию ряда функций с 2014 года и передачу некоторых решений на уровень региональных подразделений, от сбора документов для проведения оценки готовящегося к приватизации актива до принятия решений в отношении земельных участков площадью до 10 га (сейчас ограничение - до 1 га). Далее по каждому из функциональных направлений по максимуму постараемся отдать на территории.

- Летом вы приняли решение о создании экспертно-консультационного совета при Росимуществе. Почему именно экспертно-консультационный, а не общественный, как это принято сейчас?
      - Когда у тебя очень мало ресурсов в организации и очень много задач, которые тебе методически надо охватить, ты вынужден быть очень практичным и рациональным. Очень хочется создать общественный совет и кого-то контролировать, но нам сначала надо выйти из системы координат, где не описаны базовые принципы управления.
      К созданию экспертного совета нас подтолкнула ситуация 2012 года, когда вышло распоряжение правительства об отчуждении непрофильных активов, касающееся всех компаний с госучастием. Абсолютно экономически оправданный подход, там только один минус: забыли определить, что такое непрофильные активы. Анализ первых итогов программы отчуждения непрофильных активов нас расстроил: решения принимались компаниями не всегда в интересах основного бизнеса и под видом непрофильных активов были выведены важные активы предприятий.
      В течение трех месяцев на базе экспертного обсуждения с аудиторскими компаниями "большой четверки" мы смогли подготовить и утвердить определение непрофильных активов и выпустить соответствующую методику. Теперь можем вместе с аудиторами, ревизионными комиссиями и другими контролирующими органами проверять исполнение распоряжения правительства и сравнивать результаты.
      Экспертный совет может обсуждать любые темы. Когда Росимущество и эксперты обсуждали структуру совета, в основу положили направления госпрограммы управления федеральным имуществом и основные функциональные направления деятельности Росимущества. Руководитель, который в Росимуществе является руководителем направления, фактически является куратором экспертного сообщества, с которым работает. По каждому такому функциональному направлению работает группа из 10-15 человек. Они встречаются на регулярной основе, раз в две недели. В совет вошли энтузиасты, которые реально хотят работать, им важен результат.

- Отменяет ли это общественный совет?
      - Конечно, не отменяет. Придем мы к общественному совету? Придем. На каком этапе? Видимо, в течение ближайшего года. Хотя многие из тех, кто хотел бы быть в общественном совете, уже работают в экспертном.

      Самая вкусная сделка этого сезона - продажа акций АЛРОСА

      - Уже можно подвести предварительные итоги года по приватизации?
      - Хочу сразу пояснить, что у Минфина и Росимущества разные подходы к подсчетам доходов от приватизации. Росимущество учитывает все средства от реализации акций компаний. Нам не важно, куда пошли эти средства - в федеральный бюджет напрямую, или на докапитализацию компании, или были направлены на дивиденды "Роснефтегаза". Для нас эффективная продажа акций - их отчуждение - главная задача. Этим вызвана наша полемика с Минфином, который учитывает только те средства, которые были напрямую перечислены в федеральный бюджет.
      С начала 2013 года были реализованы следующие сделки. Это покупка ВР пакета "Роснефти" в рамках слияния с ТНК-ВР, в результате которой денежные средства поступили на баланс «Роснефтегаза" в виде дивидендов (около 150 млрд руб.). Продажа 14,6% акций ВТБ принесла 102,5 млрд руб., по решению правительства средства были направлены на докапитализацию банка. Продажа двух небольших активов - госпакетов в авиакомпании "Сибирь" и ТГК-5 - принесла государству 2,2 млрд руб.
      Ну и конечно, на наш взгляд, самая вкусная сделка этого сезона - это продажа пакета акций алмазодобывающей АЛРОСА, которая принесла 18 млрд руб. Блестящая работа компании, блестящая работа команды инвестбанкиров и отличная инфраструктура Московской биржи привлекли сюда клиентов. Скептики говорили:"К вам никто не придет, в вас не поверят". Но ничего этого не было: поставили цену выше рынка, в результате была переподписка и все крупнейшие фонды пришли за АЛРОСА.
      Итого на 1 декабря получаем около 275 млрд руб. по ранее совершенным сделкам.

- На оставшиеся в 2013 году дни ничего больше не планируется?
      - Мы подали предложения в правительство о продаже госпакета акций «ИнтерРАО» в пользу «Роснефтегаза», который уже приобрел пакет "ИнтерРАО" у госкорпорации "Росатом". Здесь целью является улучшение структуры корпоративного управления, это сделано для того, чтобы уменьшить число собственников от лица государства.
      Мы также закрываем сделку по продаже Архангельского тралового флота (на актив претендуют ООО "Вирма", входящее в Северо-Западный рыбопромышленный консорциум, и ЗАО "Интрарос", входящее в "Русское море - добыча" Максима Воробьева и Глеба Франка. - ИТАР-ТАСС). Она не очень большая по сумме (2,2 млрд руб.), но уникальная. Впервые в сделке участвует субъект РФ, для которого этот актив очень значим. Будущий инвестор подпишет с Архангельской областью меморандум об обязательствах перед регионом сразу после выкупа госпакета.

- 2,2 млрд руб. за актив предложила "Вирма", предложение «Интрароса» меньше - 2,117 млрд руб. Кто из них победитель, уже понятно?
      - У нас нет иных правил: победитель определяется по стоимости, решение утверждает правительство. После того как соблюдены все критерии отбора покупателей, стоимость на торгах является основным условием. Использование каких-то других критериев очень субъективно.

      Вся программа приватизации 2014 года зависит от одной сделки

      - Какой прогноз по следующему году? Минфин неоднократно высказывал опасения, что бюджет недополучит доходы из-за приватизации. Есть ли такой риск?
      - Если говорить про риски и про рынки, то рынки всегда плохие, а риски всегда высокие. Минфин был бы не Минфином, если бы этот тезис не повторялся ежегодно. Мы были бы плохими продавцами, если б не говорили, что и рынки плохие, и риски высокие. Игра такая, знаете. В случае с приватизацией речь идет скорее о консервативном прогнозе на случай, что на рынках действительно может что-то произойти.
      Следующий год будет не менее интересный, чем нынешний. На 2014 год в планах стоит приватизация «Ростелекома» - продажа 50-процентного пакета, полный выход государства из этого актива. Это решение было принято в июне 2013 года, и сделка должна дать основную часть доходов от приватизации на следующий год. Поэтому Минфин волнуется вполне обоснованно: от одной сделки зависит большая часть доходов от приватизации крупнейших активов в 2014 году.

- "Ростелеком" предлагал отложить приватизацию до 2017 года. Сейчас идет обсуждение создания совместного предприятия с Tele2. Понятно, что это долгий процесс. Как вы относитесь к этой идее?
      - Правительство утвердило решение о приватизации, и в законе о федеральном бюджете приватизация "Ростелекома" запланирована на 2014 год.

- А могут эти два процесса идти параллельно?
      - Могут. Это вопрос структуры сделки. В принципе одно другому не мешает.

- Если говорить о структуре сделки: то, что государство не получит контроль в СП, - это уже решенный вопрос или он еще обсуждается?
      - Есть механизмы, которые позволяют при прямом отсутствии контроля через соглашение акционеров обеспечить интересы государства.

- «Ростелеком» планируется приватизировать через продажу акций стратегическому инвестору?
      - Мы не знаем, еще не приступили к обсуждению. Мы только-только объявили конкурс на отбор агента для формирования структуры сделки.

- Как вы относитесь к предложению миноритарных акционеров "Ростелекома" создать в компании комитет по миноритариям?
      - Росимущество будет обсуждать это предложение вместе с компанией. Это не срочный вопрос. Идея имеет свои плюсы, однако она выбивается из общего стандарта. Будем просить экспертов также обсудить плюсы и минусы, связанные с таким решением. Если поймем, что это важно, подумаем, как его распространять и на другие компании, у которых тоже много миноритариев. Тот же «Газпром», «РусГидро», другие публичные компании. Пока же мы в самом начале маршрута.

       Совкомфлот - это жемчужина

      - Кроме "Ростелекома" что еще планируется к приватизации в следующем году?
      - Будем смотреть на «Совкомфлот» - это вообще "жемчужина в короне Российской империи", реальная жемчужина. Как АЛРОСА - жемчужина, так и «Совкомфлот» - жемчужина! Если АЛРОСА была не очень известной компанией с точки зрения мирового инвестиционно-банковского истеблишмента, то «Совкомфлот», много лет работающий на мировых рынках - реальный международный актив.
      Если смотреть на состояние рынков, то они стабильно плохи последние восемь лет. Будут ли они лучше на горизонте следующих восьми лет? Не очевидно, будем наблюдать. В этом смысле "Совкомфлот", как и «Роснефть», и ВТБ, готов к продаже в любой момент времени.

- Компания готова к продаже в рынок или планируется привлечь стратега?
      - Она готова к продаже в рынок. Структура сделки, которая обсуждалась и к которой в принципе "Совкомфлот" был готов еще в прошлом году, да и годом раньше, - это публичное размещение. Мне кажется, что для российского фондового рынка появление еще одной публичной компании такого уровня будет крайне важным. Все-таки "голубые фишки" сильно улучшают российский фондовый рынок.

- Акции будут размещаться только на Московской бирже?
      - Указание президента и желание правительства развивать Московскую биржу безусловны. Насколько целесообразно рассматривать размещение только в Москве или в дополнение еще где-то, каждый раз обсуждается. Но приоритет - Московская биржа.

- Можно ожидать приватизации Новороссийского морского торгового порта в ближайшее время?
      - Мы не спешим. НМТП - актив хороший, тут есть разные способы решения задачи, возможны самые разные структуры сделки. Пока обсуждаем. Это не нежелание продать актив, это желание найти способ сделать это максимально эффективно для государства. Агент работает и непрерывно встречается с заинтересованными сторонами.

- Но какие-то сроки есть?
      - 2016 год. Нужно очень хорошо понимать: программа приватизации рассчитана на три года. В закон о бюджете на 2014 год вошел «Ростелеком». Это свято, а все остальное из разряда небольших активов можно двигать по времени в зависимости от готовности структуры сделки. Мы не хотим ограничивать правительство жесткими сроками по активам средней величины, которые не приносят таких больших денег, как приватизация крупных компаний.

- Что с приватизацией 5% акций РЖД?
      - Президент принял решение и разрешил приватизацию 5% акций компании. Подготовлен проект изменений в закон об отчуждении этих акций. Продажа принесет не очень большие деньги, но станет знаковым событием. Важно синхронизировать вопросы приватизации с процессом докапитализации РЖД на 650 млрд руб. из ФНБ, решение о которой уже принято. Чтобы доля новых акционеров, купивших 5% РЖД, не оказалась размыта этой большой допэмиссией акций.
      Есть еще один замечательный актив под названием «Аэрофлот». Мы считаем, что продажа квазиказначейских акций "Аэрофлота" и акций, принадлежащих"Ростеху", с последующим решением снизить долю государства с 51,17 до 50% плюс одна акция, повысят и ликвидность, и капитализацию авиакомпании. «Аэрофлот» тоже стоит в планах на следующий год.

- Аэропортовые активы?
      - Такие активы, как Внуково и Шереметьево, сейчас рассматриваются через призму проекта Московского авиационного узла. 2014 год - это год консолидации доли РФ в каждом из активов. В дальнейшем на базе каждого из трех аэропортов будет созданы три отдельные концессии. Для того чтобы консолидировать активы, во Внуково уже наняты агенты, которые готовят предложения. Планируется появление агентов и в Шереметьево. Решение о том, захочет ли государство в рамках концессионных соглашений отчуждать свою долю во Внуково и Шереметьево, будет приниматься на горизонте до 2016 года.

- Актуальны ли вопросы по поводу приватизации «Роснефти» и «Транснефти»?
      - «Роснефть» - публичная компания и готова к отчуждению акций в любой момент. Государство в любой момент может принять это решение, если возникнет вопрос о нехватке средств в бюджете. Любая публичная компания позволяет это сделать, но насколько стоит спешить с этим решением - это уже вопрос правительства, президента и компании. От Росимущества это решение точно не зависит.

- А 3% акций «Транснефти», которые стоят в плане приватизации?
      - Больших денег в бюджет это не даст, а структуру активов компании немножко улучшит. Сделка существенно программу приватизации не изменит. В плане приватизации сделка стоит, значит, сделаем сделку.

- Может ли быть приватизационная сделка по ВТБ в 2014 году?
      - В следующем году мы не планируем никаких сделок по ВТБ. Согласно "дорожной карте" мы не планировали спускаться ниже 50% до 2016 года (сейчас - 60,9%. - ИТАР-ТАСС).

- Когда состоится продажа 18,9% акций АЛРОСА?
      - Не планируется в течение ближайшего года-полутора. После SPO инвесторы должны увидеть отдачу на инвестиции, которые они сделали. Традиционно интервал между сделками на публичных рынках составляет от года и больше.

- Есть ли решение о Россельхозбанке? Будут делать на его основе госкорпорацию или институт развития в другой форме?
      - Россельхозбанк исключили из плана приватизации, и Росимущество в момент исключения настаивало на том, чтобы РСХБ и Минсельхоз подготовили план его преобразования в агентство по содействию развитию аграрно-промышленного комплекса. Росимущество рекомендовало очень четко разделить два баланса - баланс банка и баланс института развития. На сегодняшний день у нас нет информации, как планируется это преобразование осуществить. Росимущество полностью поддерживает мнение Минфина о нецелесообразности дальнейшей поддержки банка (в этом году принято решение о докапитализации РСХБ на 30 млрд руб., Минфин заявлял, что такая докапитализация будет последней. - ИТАР-ТАСС).

      Акционировать «Почту России» до середины следующего года невозможно

      - Миноритарный пакет «Почты России» может быть продан в следующем году?
      - Погодите. У «Почты России» еще нет миноритарного пакета, это 100-процентный ФГУП.
      Они поставили себе в план до середины года провести акционирование и после этого продать миноритарный пакет...
      Мне неизвестно о планах «Почты России» акционироваться до середины следующего года. Это невозможно. Наша рекомендация - закладывать на акционирование 12-18 месяцев. Это при условии внесения изменений в законодательство об ускоренном акционировании по отдельному закону, потому что там вакханалия с неоформленной землей, отсутствием документов на имущество и так далее.

- Какие непрофильные активы "Почта России" собирается продать на 15-20 млрд руб.?
      - Говорить о стоимости активов Росимущество сможет только после получения отчетов об оценке. В принципе в ходе обсуждения стратегии, которую подготовила новая команда "Почты России", обсуждался вопрос о принадлежащих компании зданиях и сооружениях, которые строились в советское время и находятся сейчас, например, в центре Москвы. С точки зрения логистического центра или обработки корреспонденции смысла в них нет. Проще построить рядом с аэропортом легкие ангары из современных конструкций и заниматься сортировкой там, а не в центре Москвы. Но сейчас бы я об этом не говорила. Обсуждать, кто захочет быть инвестором и надо ли ему продавать эти здания, можно будет только после завершения акционирования.

- Как в целом обстоит ситуация с акционированием ФГУПов?
      - Это целый пласт предприятий, с которыми мы боремся. Борьба с ФГУПами идет непрерывная. Мы сказали, что к 2018 году ни одного ФГУПа, за исключением стратегических, на территории Российской Федерации остаться не должно. Они должны преобразоваться или в бюджетные учреждения, или в другие формы. На долю госпредприятий, находящихся в процессе ликвидации или предбанкротном состоянии, среди ОАО приходится 12%, а среди ФГУПов - 30%. В целом это неэффективная форма, которую акционеры не контролируют, за редким исключением, где такая форма оправданна, например ФГУП "Гознак".

- Акционирование ФГУПов - это часть массовой приватизации, какие итоги по этому направлению за 2013 год?
      - Уже в этом году будет перечислено в бюджет 6,26 млрд руб., еще порядка 3 млрд руб., вырученных за уже проданные акции, Минфин увидит в начале следующего календарного года. Это связано с процессом оплаты сделки покупателем и передачи акций.
      В число таких сделок, например, входит состоявшаяся 6 декабря продажа ОАО «Москинап» (за 935 млн руб.), владеющего территорией в Останкине. Вокруг этой территории в период с 2008 по 2012 год шла рейдерская атака, в дальнейшем с применением жестких мер контроля этот актив был выставлен на продажу и реализован. Торги пытались сорвать: народ хватался за сердце со словами: «Мне плохо», наши сотрудники говорили: «Смерть по закону не является причиной отмены торгов, сейчас мы вам вызовем врача». Этот пример показывает, что при должной работе хороший актив может быть продан из рук государства прозрачно и за достойные деньги.

      Компании должны платить дивиденды. Иначе это сигнал о несостоятельности в глазах акционера

      - Какое решение принято по выплате госкомпаниями дивидендов в размере 25% чистой прибыли по МСФО со следующего года и 35% - с 2016 года? Вы раньше не поддерживали эту идею.
      - Мы за долгосрочную и предсказуемую политику в отношении государственных компаний. Правительство год назад приняло решение, что госкомпании должны не менее 25% прибыли выплачивать в виде дивидендов. Эта нижняя граница ничему не препятствует: акционер на этапе переговоров с компанией может обсуждать любой порог, хоть 100%. Менять же нижний порог только потому, что бюджет недополучает денег, на мой взгляд, не очень корректно именно из-за непредсказуемости.
      А если в бюджете и потом не будет денег, этот порог будет подниматься еще выше? Наверное, лучше поднимать базу для начисления дивидендов и увеличивать прибыль компании.
      Из 100 компаний, являющихся крупнейшими плательщиками дивидендов в России, в этом году правительство разрешило пяти компаниям не выплачивать дивиденды. Это РЖД, Уралвагонзавод и ряд компаний военно-промышленного комплекса. Уменьшены дивиденды для "Первого канала". Это колоссальный шаг вперед по сравнению с тем, что было, - раньше таких компаний было больше.
      На наш взгляд, компании должны выплачивать дивиденды. Иначе это сигнал от компании, что она несостоятельна в глазах своего акционера. Росимущество и Минэкономики категорически выступают против взаимозачетов по принципу "нам не хватает на инвестпрограмму, поэтому мы не будем выплачивать дивиденды". Это означает, что неправильно составлена инвестпрограмма. Уже на этапе создания своей финансовой модели компании обязаны предусматривать выплату дивидендов акционерам. Если не хватает на инвестпрограмму, компания может продать непрофильные активы, активизировать работу по сокращению издержек, применять другие способы повышения эффективности работы.
      Но мы настаиваем на том, чтобы государство не меняло нижнюю границу по выплатам дивидендов, и предлагаем в дальнейшем построить механизм перехода от отчетности РСБУ к отчетности МСФО. С каждой крупной компанией уже были проведены индивидуальные встречи и составлены пошаговые планы перехода по годам.

- Как вы относитесь к возможности использования дивидендов "Роснефтегаза" для финансирования инвестпрограммы "Роснефти"?
      - Если под такое решение будет правильное технико-экономическое обоснование и это будет приводить к росту капитализации "Роснефти" - почему нет? Государство, как акционер, имеет право инвестировать свои средства туда, куда оно считает нужным, при соответствующей отдаче. Но на сегодняшний день мы пока не рассматриваем такие документы.

- Считаете ли вы Сбербанк госкомпанией, которая также должна платить дивиденды по установленному порогу? Глава банка Герман Греф называет свою компанию квазигосударственной, потому что госпакетом владеет Центральный банк...
      - Росимущество действительно не выполняет функций акционера в Сбербанке, но, на наш взгляд, это такая же государственная компания, как и все остальные. Мы даем для всех одинаковые указания, но окончательная их интерпретация находится в компетенции ЦБ.

       В принципе мы за всеобщее счастье, но придется пострадать по дороге

      - Как проходит работа по определению требований к госкомпаниям в части корпоративного управления?
      - Мы хотим не допустить сюрпризов со стороны основного акционера, хотим быть предсказуемыми для тех обществ, которыми мы управляем! Например, мы сказали, что если баланс общества со 100-процентным госучастием превышает определенную величину, то это общество по определению должно иметь комитет по аудиту в совете директоров. После того как мы это, как акционер, сказали, мы можем прийти к этому обществу и спросить: почему требование не выполняется? А если это не было четко сказано, а просто идея носится в воздухе, то общество может позволить себе спросить у акционера: а где сказано, что я должен исполнять?
      Сейчас происходит формирование системы координат с определенным набором требований и определений: дивиденды платятся от такой-то базы, комитет по аудиту должен быть создан в такие-то сроки и т. д.
      Росимущество разработало методику, которая должна определять эффективность работы членов советов директоров. Нам надо проверить, как она работает, в период с января до июня 2014 года (до окончания годовых собраний акционеров. - ИТАР-ТАСС), для того чтобы при выдвижении следующих кандидатов в советы директоров уже можно было ее использовать для отбора. К сожалению, цикл принятия решения с возможностью внедрения - 12-18 месяцев. Понимая это, мы начинаем внедрять методику сегодня, чтобы реально измерить результат только со следующего корпоративного года.
      Мы используем как инструмент акционера и ревизионные комиссии: по их запросу общество обязано представлять всю информацию. Если ревизионная комиссия состоит из трех человек, то ее структура выглядит следующим образом: представитель отраслевого органа власти, представитель Росимущества и независимый эксперт с финансово-экономическим образованием. Мы хотим опереться на профессионализм таких людей, поэтому мы постарались во все общества ввести как минимум одного независимого эксперта с аудиторско-бухгалтерским опытом и знаниями.

- Вы ведете консультации с крупнейшими госкомпаниями по определению показателей их эффективности?
      - Все компании заинтересованы в том, чтобы был понятный набор измеримых показателей. Мы также заинтересованы, чтобы система не была жесткой, а позволяла учитывать индивидуальные или отраслевые особенности компаний с госучастием. Есть публичные компании, такие как "Аэрофлот", ВТБ, "Роснефть", а есть компании военно-промышленного комплекса, у которых процедуры корпоративного управления находятся на этапе становления. При этом у правительства должны быть единые решения для всех. Госкомпании оказали большую помощь в рекомендациях того, какие показатели должны быть обязательными, а какие следует оставить на усмотрение совета директоров.

- Какие санкции будут применяться к менеджерам, чьи действия ведут к убыткам?
      - Пока никаких. Кроме увольнения. Как акционер, государство может уволить руководителя за недостижение ключевых показателей эффективности. В методике предусмотрены стоп-факторы, то есть некие параметры, при наступлении которых премия менеджеров сильно дисконтируется. Но процент дисконта и сам набор этих параметров должны быть утверждены решением совета директоров.

- Как вы относитесь к наличию чиновников из профильных ведомств в советах директоров? Сначала их удаляли оттуда, потом процесс затормозился...
      - Он не затормозился, он продолжается. Но я не разделяю гипотезу, что госслужащий всегда некомпетентен, всегда непрофессионален и всегда действует в противоправных интересах. Есть общества, из которых вывели активы, и членам советов директоров нужно принимать непопулярные решения и очень жестко стоять на страже государственных интересов. В этой ситуации госслужащий достойно представит интересы государства. Есть общества, в которых наличие государственных служащих Росимуществу, как акционеру, позволяет инициировать вопрос на совете директоров в тот момент, когда это необходимо государству (например, вопросы приватизации). В таких случаях наличие госслужащего - благо.
Но есть вопросы, которые требуют дальнейшего анализа роли госслужащих в советах директоров. Например, можно ли представителей госкорпораций (Внешэкономбанка, "Росатома", "Ростехнологий") считать независимыми директорами? С точки зрения права ответ - да, конечно. С точки зрения выражения госинтересов - это представитель 100-процентной государственной корпорации, то есть такой же госслужащий, но в ином статусе.
      В большинстве публичных компаний мы стараемся чиновников в советы директоров не включать, потому что там совет директоров должен и может работать без участия государства. Количество госслужащих в советах директоров крупнейших госкомпаний сокращается, и в следующем году эта тенденция продолжится.

- Госкомпании, наверное, не в восторге от ваших инициатив?
      - Мне кажется, не очень правильно спрашивать регулятора о счастье подопечных. В принципе мы за всеобщее счастье, но придется пострадать по дороге.

 Оригинал статьи.



Распечатать

Скачать в формате:

Adobe PDF

Microsoft Word

Поделиться новостью:



Теги: Корпоративное управление, ЭКС при Росимуществе, Банкротство, Казна, Земля, Крупнейшие гос. активы, Имущество ФГУП, Москва, Калининград, Якутск