ОАО «Архангельский траловый флот»: два года в свободном плавании

15.02.2016 / Пресс-релизы / Новости

Социальная ответственность не помешала получить прибыль новым инвесторам Архангельского тралового флота.

Нестандартная организация Росимуществом продажи акций ОАО «Архангельский траловый флот» в 2013 году стала ярким примером социально-ориентированной приватизации, которая обеспечила интересы региона и нового собственника.

История вопроса

19 ноября 2013 года на торгах, организованных ОАО «Газпромбанк» по поручению Росимущества, был реализован 100% пакет акций ОАО «Архангельский траловый флот» (АТФ). Новым собственником стало ООО «Вирма».

К 2013 году АТФ подошел не в лучшем экономическом состоянии: почти 1 млрд руб. долга, обветшавшие промысловые суда и не знавшие много лет ремонта производственные мощности. Без привлечения серьезных средств и формирования новой стратегии дальнейшее развитие предприятия стояло под вопросом. Приватизация могла дать шанс траловому флоту провести необходимую модернизацию и потеснить конкурентов.

С другой стороны, ОАО «АТФ» - крупнейшее в Архангельской области предприятие по добыче и переработке морепродуктов - это около 1300 рабочих мест. Траловый флот обеспечивает работой множество смежных производств, сохраняя тем самым социально-экономическую стабильность региона. Другими словами, ОАО «АТФ» системообразующее предприятие. Его переход в частные руки, по мнению руководства Архангельской области, мог привести к серьезным социальным проблемам.

Принятие решения

История приватизации в России изобилует негативными примерами разорения дееспособных предприятий нечистоплотными дельцами. Поэтому у работников предприятия, руководства области и архангельской общественности были все основания не доверять новым владельцам. Противники продажи уверяли общественность, что уход в частные руки стратегического единственного на тот момент государственного рыболовного предприятия приведет к коллапсу рыбной отрасли и страна неизбежно попадет в зависимость от иностранного производителя.

Учитывая многочисленные опасения, руководство Росимущества приняло нестандартное решение - организовало серию общественных слушаний, на которые пригласило все заинтересованные стороны: федеральных чиновников, рыбаков, журналистов, общественников, представителей самого предприятия и администрации Архангельской области.

Дебаты продолжались несколько месяцев. В ходе общественных слушаний стороны высказали свою озабоченность относительно рисков потери системообразующего предприятия региона, передислокации флота в другие регионы, закрытия перерабатывающих мощностей, значительного сокращения трудового коллектива, смены юридического адреса и других негативных последствий.

Активную роль в поиске приемлемого решения сыграл Губернатор Архангельской области Игорь Орлов, который настоял, чтобы все предложения, которые озвучивала Архангельская область попали в итоговый документ - акционерное соглашение. В Правительстве Архангельской области была создана соответствующая рабочая группа из профильных специалистов.

Все замечания и предложения организаторами торгов были учтены и проанализированы. В итоге компромиссное решение было найдено. Конкурсная документация дополнилась социальными гарантиями и обязательствами.

В конкурсные условия включили наличие опыта работы в отрасли и гарантии сохранности профиля предприятия. Новый владелец пакета акций должен безвозмездно передать правительству Архангельской области одну обыкновенную акцию и заключить акционерное соглашение, которое предусматривает, в том числе сохранение «прописки» предприятия в г. Архангельске, сохранение численности сотрудников, а также обеспечение рыбной продукцией местных рынков. Кроме того, правительство Архангельской области получает возможность избирать в совет директоров ОАО «АТФ» одного представителя и право голосовать по ряду социально-значимых вопросов.

19 ноября 2013 года аукцион состоялся. Победителем стало ООО «Вирма», предложившее за 100% акций ОАО «Архангельский траловый флот» 2,2 млрд руб. при стартовой цене в размере 1,825 млрд руб.

Затем, как и требовали условия конкурса, победитель заключил акционерное соглашение с администрацией Архангельской области, передав ей на безвозмездной основе 1 акцию.

Итоги и перспективы АТФ

По итогам приватизации, в состав совета директоров вошел представитель от Правительства Архангельской области. Два года работы доказали работоспособность и эффективность разработанного документа, а значит и то что выбор Правительства РФ и Губернатора региона был верен.

«К концу 2018-го мы планируем построить четыре новых судна», - почти буднично отметил генеральный директор ОАО «Архангельский траловый флот» Алексей Заплатин, подводя итоги 2015 года. По словам генерального директора, ключевым стал 2014 год, когда предприятие полностью погасило все долги. С тех пор общество живет и развивается за счет собственных средств.

О славном пути Архангельского тралового флота с новым собственником лучше всего говорят цифры:

- Выручка выросла более чем в 2,5 раза (с 2,4 млрд руб. по итогам 2013 г. до плановых 6,2 млрд руб. по итогам 2015 г.);

- Налоговые отчисления выросли почти в 3 раза (с 420 млн руб. в 2013 г. до прогнозных 1,2 млрд руб. в 2015 г.);

- Чистая прибыль по итогам 2015 года ожидается в размере 3 млрд руб. (по итогам 2013 г. был зафиксирован убыток 23 млн руб.);

- Оптимизирована численность сотрудников предприятия;

- С 2014 года заработная плата на предприятии повышалась четыре раза;

- Реконструирована инфраструктура Маймаксанского грузового участка: теперь на базе АТФ доступен судоремонт;

- Оптимизирован и модернизирован флот АТФ.

До 2020 года собственник планирует вложить в модернизацию Архангельского тралового флота еще 7,5 млрд руб.

Большие планы предприятия связаны с развитием рыбопереработки. Руководство АТФ планирует отказаться от посреднических схем на пути движения рыбопродукции от производителя к потребителю. Для этого предстоит увеличить производственную мощность и расширить ассортимент существующего рыбоперерабатывающего завода, а также развивать социальные программы, позволяющие жителям прибрежных регионов приобретать продукцию АТФ по сниженным ценам.

Пресса об ОАО "Архангельский траловый флот"



Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER