Методические рекомендации по организации работы ревизионных комиссий акционерных обществ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ РЕВИЗИОННЫХ КОМИССИЙ
АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ

Управление внутреннего контроля

Май 2013

Содержание

 

1. Нормативное регулирование деятельности Ревизионной комиссии
2. Построение проверочного процесса
3. Первый этап проверки Общества (первичная идентификация рисков)
4. Второй этап проверки деятельности Общества
5. Формирование Акта проверки Ревизионной комиссии
6. Формирование заключения Ревизионной комиссии

Настоящие Методические рекомендации по организации работы Ревизионных комиссий акционерных обществ (далее - Методические рекомендации) определяют требования к осуществлению проверки деятельности акционерного общества (далее – Общество) сотрудниками Федерального агентства по управлению государственным имуществом, входящими в состав Ревизионной комиссии Общества, а также формированию ими Акта и Заключения Ревизионной комиссии.

I. Нормативное регулирование деятельности Ревизионной комиссии

    1. Основные компетенция и права Ревизионной комиссии предусмотрены ст.85 Федерального закона «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 24.11.1995 (далее – Закон об акционерных обществах). Согласно положениям ст.85 Закона об акционерных обществах:
      • проверка финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества (далее – Общества) осуществляется по итогам деятельности Общества за год, а также во всякое время по инициативе Ревизионной комиссии Общества, решению общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) Общества или по требованию акционера (акционеров) Общества, владеющего в совокупности не менее чем 10 процентами голосующих акций Общества;
      • по требованию Ревизионной комиссии Общества лица, занимающие должности в органах управления Общества, обязаны представить документы о финансово-хозяйственной деятельности Общества.

Компетенции и порядок деятельности Ревизионной комиссии по остальным вопросам определяются Уставом Общества и Положением о Ревизионной комиссии Общества:

    • компетенция Ревизионной комиссии по вопросам, не предусмотренным данным Федеральным законом, определяется уставом Общества.
    • порядок деятельности Ревизионной комиссии Общества определяется внутренним документом общества, утверждаемым общим собранием акционеров (Положение о Ревизионной комиссии).
  1. Основной целью проверки Ревизионной комиссии является подтверждение данных годового отчета Общества и годовой бухгалтерской отчетности Общества (п.3 ст.88 Закона об акционерных Обществах). Однако, зачастую представляется целесообразным проведение проверочного мероприятия, ставящего своей целью углубленную проверку финансово-хозяйственной деятельности Общества, не ограничивающегося подтверждением годовой отчетности Общества. Порядок построения подобного проверочного мероприятия на основе деятельности Ревизионной комиссии Общества описывается настоящими Методическими рекомендациями.
  2. Объектами проверки могут являться любые аспекты финансово-хозяйственной деятельности Общества, в том числе выявление и оценка рисков, возникающих по результатам финансово-хозяйственной деятельности Общества.
  3. В Положении о Ревизионной комиссии Общества целесообразно предусмотреть возможность привлечения Ревизионной комиссией внешних экспертов (особенно в случае выявления серьезных нарушений в работе Общества). Во избежание терминологической путаницы участники проверочной группы (члены Ревизионной комиссии/ привлеченные внешние эксперты) далее по тексту именуются «проверяющие».

II. Построение проверочного процесса

    1. Проверка финансово-хозяйственной деятельности Общества производится с учетом специфики, масштабов деятельности Общества исходя из предварительной оценки проверяющими характера и материальности рисков, присущих проверяемым направлениям, а также имеющихся ресурсов (человеческих, материальных и т.д.).
    2. Как правило, проверка Общества носит двухэтапный характер:
    3. 2.1. направление запросов, охватывающих достаточно широкий спектр направлений финансово-хозяйственной деятельности Общества, для предварительной идентификации наиболее материальных рисков,

 

      2.1. углубление и систематизация полученной на первом этапе информации:
      • более тщательный анализ направлений с повышенным риском (дополнительные проверочные процедуры, аналитическая обработка данных и т.д.);
      • идентификация и анализ причин наиболее материальных рисков / нарушений, а также связей данных рисков между собою;
      • вынесение рекомендаций по устранению выявленных рисков / нарушений.
    1. Методы проверки / изучения:
    2. 3.1. анализ данных учета: изучение остатков на счетах / аналитических субсчетах, составляющих данных остатков, динамики остатков в течение проверяемого периода и т.д. Выявление причин резких изломов трендов, анализ целесообразности и обоснованности проведения одноразовых крупных операций, групп однородных операций.

 

      3.2. документальная проверка операций: как правило, проводится выборочно. В состав выборки выборку целесообразно включить:

 

      • операции, которые потенциально несут наибольший риск (самые крупные, необычные и подозрительные операции, операции с аффилированными лицами),
      • случайным образом выбранные операции (анализ таких операций может помочь выявить системные риски, заложенные в процесс).

В случае если количество операций незначительно, а риски потенциально материальны, выборка может охватывать все операции (сплошная проверка);

      3.3 оценка качества систем, процессов и процедур, а также анализ организационных структур и их достаточности для осуществления финансово-хозяйственной деятельности Общества надлежащим образом;

 

      3.4. оценка качества управления (адекватность подходов руководства и работников Общества к рискам и методам контроля за ними).
    1. Риски, связанные с деятельностью Общества по отдельному направлению его деятельности, связаны с потенциальным наступлением неблагоприятных событий: потерями / неполучением Обществом дохода вследствие неэффективного ведения операций, искажением отчетности Общества и т.д. Необходимо отметить, что возможная неэффективность операций Общества также может быть классифицирована как риск (риск недополучения Обществом доходов и / или принятия Обществом излишних издержек). Риск характеризуется двумя составляющими:
      • вероятность наступления неблагоприятного события,
      • масштабом данных событий (например, величиной потерь / искажений отчетности).

Обе эти составляющие в совокупности характеризуют материальность риска.

  1. По результатам проверки формируются Акт проверки и заключение Ревизионной комиссии.

III. Первый этап проверки Общества (первичная идентификация рисков)

Задачей данного этапа проверки является выявление основных рисков, связанных с операционной деятельностью Общества и подготовкой Обществом финансовой отчетности.

    1. В качестве основных документов для осуществления первого (подготовительного) этапа проверки Общества используются базовые запрос информации по Обществу (Приложение 1) и анкета для построения предварительной карты рисков (Приложение 2).
    2. Анкета представляет собой инструмент, облегчающий идентификацию наиболее характерных рисков, связанных с деятельностью Общества. Идентификация рисков производится по двум группам направлений: 1) проверка операционной деятельности Общества; 2) проверка финансовой отчетности:
    3. 2.1. При проверке основных аспектов операционной деятельности Общества анализируется:
      • деятельность органов управления и коллегиальных органов;
      • организационная структура Общества;
      • качество системы отчетности, системы планирования и бюджетирования;
      • базовые риски в части конфигурации ИТ-систем и обеспечения информационной безопасности;
      • выявление сигналов, свидетельствующих о рисках манипулирования финансовым результатом.
      2.2. При проверке финансовой отчетности анализируются:
      • качество учетной политики,
      • динамика и формирование основных статей бухгалтерского баланса Общества;
      • порядок формирования финансового результата Общества.
      2.3. Положения Анкеты разработаны с учетом стандартного плана счетов. Для организаций, имеющих специфические планы счетов (кредитные организации, страховые организации и др.), проверка порядка формирования остатков / оборотов по части статей, обозначенных в Анкете, может оказаться не вполне актуальной (например, «материально-производственные запасы»). При этом по ряду статей (финансовые вложения, займы и кредиты, забалансовые статьи и т.д.) могут понадобиться дополнительные проверочные процедуры.
    4. Базовый запрос (Приложение 1) содержит перечень и описание основной информации / материалов, которую необходимо запросить у Общества для проведения всех аудиторских процедур, представленных в Анкете. В случае если проведение отдельных процедур представляется нецелесообразным (например, риски заведомо нематериальны вследствие незначительных остатков / оборотов по исследуемой статье баланса), соответствующие статьи базового запроса целесообразно исключить для данного Общества.
    5. Статьи отчетности, потенциальные искажения по которым, как правило, не формируют материальных рисков, не включены в базовые анкету и запрос (например, статьи бухгалтерского баланса «Доходы будущих периодов», «Прочие активы» и др.). Однако, в случае если риск искажений по данным статьям может быть материальным, их необходимо проверить, в т.ч. в случае если:
      • материальны остатки / обороты по счету,
      • есть подозрение на наличие искажений (оговорка в заключении аудитора, имеется специфическая информация из СМИ / сети Интернет, актов внешних проверяющих, вызывающие подозрение проводки по счету и т.д.).
    6. Необходимо также оценить и проверить специфические аспекты деятельности компании исходя из ее отрасли и характера деятельности:
      • своевременность лицензирования продукции/ услуг (если требуется лицензирование),
      • качество системы построения логистики (транспортные компании, сетевые структуры),
      • качество управления финансовыми рисками (финансовые организации),
      • качество системы управления дочерними структурами (инвестиционный бизнес) и т.д.
    7. Согласно ст.9 Закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 22.11.2011, «каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом». Документарная проверка операций Общества (сравнение бухгалтерских данных с данными первичных документов) проводится, как правило, на выборочной основе (см. п.4.2 настоящего документа). Информационной основой для формирования выборки служат данные, предоставленные Обществом ранее по базовому запросу.
    8. 6.1. Чаще всего основным документарным основанием учета сделки является договор. Зачастую в договоре прописывается перечень первичных документов, используемых при расчетах:
      • счета-фактуры (необходимы для ведения налогового учета);
      • акт выполненных работ / акт приема-передачи;
      • выставляемый счет и т.д.
        6.1. Согласно ст.9 Закона «О бухгалтерском учете»

№402-ФЗ

        от 22.11.2011:
        • формы используемых первичных учетных документов утверждает Генеральный директор Общества по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (как правило, используемые формы совпадают / являются незначительными корректировками форм, ранее входивших в альбомы унифицированных форм первичной отчетности).
        • определен перечень обязательных реквизитов первичного документа.

По отдельным договорам у Общества остаются экземпляры первичных документов в формате, используемом контрагентом по договору. При этом обязательными к применению остаются формы первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии с другими федеральными законами и на их основании (например, формы кассовых документов).

    • Запросы по информации, упомянутой в пп.4 - 6, формируются проверяющими самостоятельно, исходя из имеющейся информации, сущности исследуемых операций и рисков.

IV. Второй этап проверки деятельности Общества

    1. Целью заключительного этапа проверки является проведение по необходимости дополнительного анализа рисков, их систематизация и выработка рекомендаций по устранению нарушений / сокращению рисков.
    2. При систематизации рисков необходимо обратить особое внимание на системно возникающие нарушения:как правило, они указывают на недостаточность системы внутреннего контроля и на возможность возникновения новых нарушений.
    3. Главным образом причины недостатков контролясостоят в следующем:
      • человеческий фактор: недостаток знаний, неправильные действия (намеренные / ненамеренные), неэффективное распределение функциональных обязанностей;
      • технология: ненадежные данные, неадекватная конфигурация данных;
      • неадекватно выстроенные процессы в проверяемой области;
      • неадекватные механизмы сокращения рисков по процессам.
    4. Возможные меры по исправлению нарушений / недостатков:
      • разработка / доработка нормативной базы или методологии;
      • пересмотр функциональных обязанностей сотрудников;
      • корректировка основных процессов;
      • тренинг / замещение персонала на данном процессе и т.д.
    5. Один из основных принципов, которым руководствуется проверяющий – необходимость максимально объективно подойти к анализу и интерпретации рабочей информации. В целях сохранения объективности проверяющему рекомендуется:
    6. 5.1. Критически подходить к интерпретации полученной информации, стараться использовать взвешенные формулировки при описании выявленных нарушений / недостатков.

 

      5.2. Проводить интервьюирование сотрудников Общества, задействованных в проверяемых процессах (изучение фактического процесса), в т.ч. сравнить фрагменты информации, полученные от разных сотрудников, между собой.

 

      5.3. Перед подписанием заключения предоставить Обществу акт проверки для комментариев и внимательно изучить данные комментарии.

 

      5.4. Не использовать в акте проверки фрагменты текста, предоставленные Обществом, даже в качестве описаний деятельности Общества.

 

  1. При формировании рекомендаций по сокращению рисков рекомендуется руководствоваться принципом экономичности предлагаемых контролей: стоимость ресурсов, необходимых для внедрения и поддержания соответствующего контроля, не должна превышать положительный результат от его внедрения.

V. Формирование Акта проверки Ревизионной комиссии

    1. Акт проверки формируется по результатам проверки Общества и имеет своей целью описать основные выявленные риски, нарушения и недостатки его деятельности. Описание выявленных нарушений и недостатков должно носить системный характер, сопровождаться анализом причин их возникновения, оценкой рисков появления подобных нарушений в дальнейшем и рекомендациями по сокращению данных рисков.
    2. Акт проверки, как правило, состоит из следующих основных разделов:

Наименование раздела

Содержание раздела

1. Основные выводы

Краткое описание наиболее материальных рисков / нарушений, выявленных в ходе проверки, и рекомендаций по их устранению. Как правило, риски группируются в несколько групп исходя из их сущности, структура групп выводов может до определенной степени повторять порядок разделов основной части Отчета.

2. Общая характеристика деятельности Общества

Краткое описание деятельности Общества, анализ состава и деятельности органов управления и коллегиальных органов Общества. Проводится анализ результатов внешних проверок Общества (например, проверки регулятора, ФНС, Генеральной прокуратуры и т.д.), выполнения Обществом обязательных нормативов (если таковые имеются).

3. Особенности учета и планирования в Обществе

Анализ Учетной политики Общества, описание недостатков процесса ведения учета.

4. Бизнес-планирование, финансовый анализ

Анализ процесса бизнес-планирования / бюджетирования в Обществе, исполнение Обществом бизнес-плана.
Выявление причин резких изломов трендов, анализ целесообразности и обоснованности проведения одноразовых крупных операций, групп однородных операций, построение и анализ динамики финансовых коэффициентов.

5. Анализ операционной деятельности Общества

Основные группы операций формируются в подразделы согласно статьям бухгалтерского баланса. В каждом подразделе анализируются как операционная деятельность Общества, так и порядок учета соответствующих операций.
Внебалансовые статьи и соответствующие операции анализируются в отдельном подразделе.

6. Формирование финансового результата Общества

Анализ основных составляющих финансового результата и особенностей их учета. Выявление рисков манипулирования финансовым результатом.

7. Прочие аспекты деятельности Общества

Техническая оснащенность, информационная безопасность, организация хранения ключевых документов Общества, налоговые риски и т.д.

    1. Текст Акта представляет собой раскрытие и системный анализ основных причин и связей недостатков / нарушений, выявленных в деятельности Общества и должен быть написан понятным языком, исключающем возможность двусмысленных толкований. С целью удобочитаемости рекомендуется отдельные части текста, имеющие описательный и / или иллюстративный характер, выносить в Приложения к Акту, например:
      • подробные описания отдельных процессов в Обществе;
      • описание отдельных нарушений / недостатков, выявленных в ходе проверки выборки;
      • таблицы большого размера (более 10-ти строк): детальные сравнения «план-факт», таблицы с коэффициентами / значениями нормативов и т.д.

В тексте Акта рекомендуется оставлять основные выводы, сделанные на основе анализа данных иллюстративных материалов.

    1. Рекомендации Ревизионной комиссии по устранению нарушений / недостатков, а также сокращению определенных рисков, носят рекомендательный характер и не должны формулироваться в директивной форме.

 

VI. Формирование заключения Ревизионной комиссии

    1. Заключение Ревизионной комиссии, как правило, имеет своей целью подтверждение данных годового отчета Общества (п.3 ст.88 Закона об акционерных Обществах).
    2. В своем заключении Ревизионная комиссия может:
      • подтвердить годовую отчетность Общества;
      • сформировать отрицательное заключение по годовой отчетности Общества;
      • сделать заключение с оговоркой (как правило, данная ситуация возможна в Обществах, получивших годовое заключение внешнего аудитора с оговоркой).

В случае неподтверждения Ревизионной комиссией годовой отчетности Общества (частично или целиком) необходимо включить в заключение обоснованное суждение о причинах неподтверждения годовой отчетности Общества (или ее части).

    1. В начале заключения Ревизионной комиссии рекомендуется указать следующую информацию о Ревизионной комиссии:
      • персональный состав;
      • дату и порядок утверждения ее состава (годовое / внеочередное собрание акционеров);
      • нормативные основания ее деятельности (например, Положение о Ревизионной комиссии);
      • проверяемый период (как правило, год, предшествующий проверке);
      • дату формирования заключения Ревизионной комиссии.
    2. В заключении Ревизионной комиссии целесообразно в явной форме указать состав отчетности, входящей в состав Годового отчета:
      • бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним;
      • специфические формы отчетности (например, сведения об обязательных нормативах).

В случае если заключение внешнего аудитора сделано с оговоркой или является отрицательным, целесообразно приобщить его к формам годовой отчетности и явно указать наличие заключения внешнего аудитора в составе годовой отчетности.

  1. Рекомендуется включить в заключение Ревизионной комиссии фразу: «Настоящее заключение должно рассматриваться совместно со всеми формами отчетности и пояснительной запиской, являющимися неотъемлемыми составными частями Годового отчета».
  2. При подписании заключения Ревизионной комиссии целесообразно сформировать сшив подписанного заключения со всеми подтверждаемыми формами годовой отчетности, во избежание возможности подмены данных годового отчета. С этой же целью целесообразно ввести в заключение Ревизионной комиссии небольшой описательный раздел, в котором указать динамику основных показателей Общества:
    • величину активов, собственных средств, нескольких основных статей активов и обязательств(на начало и конец проверяемого периода);
    • размер чистой прибыли (в т.ч. в сравнении с чистой прибылью предыдущего периода).
  3. В отдельных случаях заключение Ревизионной комиссии предполагает формирование суждения по вопросам, не связанным с годовой отчетностью Общества. В этом случае заключение Ревизионной комиссии формируется в произвольной форме, при этом в случае если заключение Ревизионной комиссии носит характер подтверждения каких-то данных, рекомендуется приобщать подтверждаемые данные к заключению Ревизионной комиссии, по возможности в виде сшива.

Материалы по теме



Опубликовано: 04.06.2013 10:13:16 / Последнее изменение: 17.05.2017 14:32:23
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER