Отчет о деятельности за 2013 год

по итогам выполнения Государственной программы «Управление федеральным имуществом»

Содержание

5.2. Повышение эффективности учета и ведения реестра федерального имущества

Согласно пункту 4 Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановление № 447 (далее – Положение), учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества (далее – реестр) осуществляют Росимущество и его территориальные управления в отношении имущества, указанного соответственно в подпунктах «а» и «б» пункта 4 Положения.

Соответственно, учет находящихся в федеральной собственности акций, долей (вкладов) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, в которых права акционера (участника) от имени Российской Федерации осуществляет Росимущество или иной федеральный орган исполнительной власти либо государственная корпорация, возложено на Росимущество.

По состоянию на 31.12.2013 в реестре федерального имущества учтены сведения об акциях 2 096 акционерных обществ, из которых доля участия Российской Федерации в уставном капитале Общества составляет:

  • 100% в 999;
  • от 50% до 100% в 88;
  • от 25% до 50% в 223;
  • менее 25% в 786.

В реестре федерального имущества также учтены сведения о долях 17 обществ с ограниченной ответственностью (доля Российской Федерации в уставном капитале которых составляет 100% – 1; от 50% до 100% – 7; от 25% до 50% – 1; менее 25% – 8).

Таким образом по состоянию на 31.12.2013 в реестре федерального имущества учтены сведения об акциях (долях) 2 113 обществ.

Кроме того, Российская Федерация обладает специальным правом на участие в управлении 90 акционерных обществ, не являясь при этом владельцем акций обществ (специальное право не является объектом учета в реестре федерального имущества).

В 2013 году в реестр федерального имущества были внесены сведения об акциях 146 акционерных обществ и 1 обществе с ограниченной ответственностью. Исключены из реестра федерального имущества сведения об акциях 387 акционерных обществ и долях 3 обществ с ограниченной ответственностью. Из них акции 95 акционерных обществ переданы в интегрированные структуры и госкорпорации, акции 177 акционерных обществ и доли (вклады) 2 обществ с ограниченной ответственностью переданы покупателям на основании договоров купли-продажи, 116 обществ ликвидировано.

Распределение акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью по размеру доли Российской Федерации в уставном капитале представлено в таблице.

Таблица 31. Распределение хозяйственных обществ по размеру доли Российской Федерации.

Размер доли Российской Федерации в уставном капитале

2013 г.

ОАО

ООО

100%

999

1

50% – 100%

88

7

25% – 50%

223

1

менее 25%

786

8

ИТОГО

2096

17

Сведения о распределении количества акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью по размеру доли Российской Федерации в уставном капитале за 2013 г. представлены в следующей таблице.

Таблица 32. Распределение количества акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью по размеру доли Российской Федерации в уставном капитале за 2013 г.

Доля Российской Федерации в уставных капиталах акционерных обществ

на 1 января 2013 г.

на 1 января
2014 г.

100 %

1257

1000

50 – 100 %

106

95

25 – 50 %

228

224

менее 25 %

765

794

ИТОГО

2 356

2 113

В целях актуализации сведений в реестре федерального имущества об акциях, находящихся в федеральной собственности, Росимуществом в 2013 г. проведена следующая работа:

  • направлены запросы выписок из реестров акционеров по 765 акционерным обществам, владельцем акций которых от имени Российской Федерации является Росимущество, а также подтверждения специального права Российской Федерации на участие в управлении обществом;
  • в Министерство обороны Российской Федерации, осуществляющее права акционера от имени Российской Федерации, направлены запросы о предоставлении выписок из реестров акционеров и иных документов, необходимых для актуализации сведений реестра (№ ПФ-18/6559 от 18.02.2013, № ОД-18/17197 от 19.04.2013, № АЧ-18/28748 от 26.06.2013, № 18/31823 от 15.07.2013, № 18/42617 от 13.09.2013, № 18/52758 от 13.11.2013);
  • в Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», осуществляющую права акционера от имени Российской Федерации, направлены запросы о предоставлении выписок из реестров акционеров и иных документов, необходимых для актуализации сведений реестра (№ 18/44959 от 26.09.2013);
  • в адрес ФОИВ направлены обращения с просьбой оказания содействия в получении выписок из реестров акционеров, а также иных документов, необходимых для актуализации сведений реестра (№ ПФ-18/1751 от 23.01.2013, № 18/11733 от 20.03.2013, № АЧ-18/33916 от 25.07.2013, № 18/34868 от 31.07.2013, № 18/41240 от 05.09.2013, № 18/43021 от 17.09.2013, № 18/43612 от 19.09.2013, № 18/44141 от 23.09.2013, № 18/57772 от 09.12.2013);
  • направлено 50 поручений в территориальные управления об обеспечении представления выписок из реестров акционеров в отношении акционерных обществ, самостоятельно осуществляющих ведение реестров акционеров. В отношении акционерных обществ, не осуществляющих хозяйственную деятельность, а также находящихся в стадии банкротства или ликвидированных, обеспечить предоставление подтверждающих документов. При отсутствии вышеперечисленных документов представить акты выездных проверок по адресам местонахождения акционерных обществ.

По итогам проведенной работы были актуализированы сведения в реестре, уточнены фактические адреса обществ, внесена информация о банкротстве, уточнено ведение хозяйственной деятельности.

На основании выписок из ЕГРЮЛ, представленных ФНС России, из реестра были исключены сведения о ликвидированных обществах.

В соответствии с документами, представленными Департаментом имущественных отношений Министерства обороны, Государственной корпорацией по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии», а также Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», в реестр внесены сведения об акционерных обществах, в которых осуществляются права акционера от имени Российской Федерации.

По запросам заявителей о предоставлении государственной услуги в 2013 году выдано 106 выписок из реестра федерального имущества.

Кроме того, принято активное участие в проведении мероприятий, связанных с отчуждением части находящихся в федеральной собственности акций АК «АЛРОСА» (ОАО), во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.10.2013 № 1966-р:

  • взаимодействие с Управлением имущественных отношений и приватизации крупнейших организаций Росимущества, Управлением правового обеспечения и судебной защиты Росимущества, Финансово-экономическим управлением Росимущества, а также с НКО ЗАО «Национальный расчетный депозитарий», ЗАО «ВТБ Капитал», частной компанией с неограниченной ответственностью «ГОЛДМАН САКС» (Россия) с целью решения правовых и организационных вопросов;
  • пилотная закупка услуг по номинальному держанию принадлежащих РФ акций АК «АЛРОСА» посредством заключения договора счёта депо владельца с НКО ЗАО «Национальный расчетный депозитарий» (от 04.10.2013 № 3701/ДСВ/Д13-18/38);
  • проведение операции по передаче акций в номинальное держание, в дальнейшем, после отчуждения акций частной компанией с неограниченной ответственностью «ГОЛДМАН САКС» (Россия), подтверждение списания акций на покупателя с целью актуализации сведений в реестре федерального имущества.

По вопросу взаимодействия с Федеральным казначейством Российской Федерации стоит отметить.

Совместным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального казначейства Российской Федерации от 14.12.2010 № 647/22н «Об утверждении порядка регистрации пользователей на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг» предусмотрено представление Росимуществом в Федеральное казначейство уведомлений о подтверждении (аннулировании) запросов на подтверждение нахождения организаций, доля Российской Федерации в уставном (складочном) капитале которых составляет не менее 25%, а также федеральных государственных унитарных предприятий в реестре (далее – Уведомления).

По согласованию с Федеральным казначейством данная работа была начата Росимуществом в августе 2010 года.

В 2013 году Росимуществом по системе электронного документооборота в Федеральное казначейство было направлено 480 Уведомлений о подтверждении (аннулировании) запросов на подтверждение нахождения организаций, доля Российской Федерации в уставном (складочном) капитале которых составляет не менее 25%, а также федеральных государственных унитарных предприятий в реестре федерального имущества, одно письмо было направлено в печатном виде (по просьбе Федерального казначейства).

В соответствии с приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 10.08.2012 № 508/14н «Об утверждении порядка регистрации пользователей на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupri.gov.ru)» в Росимуществе проведена работа по переходу на созданную Федеральным казначейством новую версию системы электронного документооборота – систему удаленного финансового документооборота (далее – СУФД).

Подготовка необходимых Уведомлений в целом ряде случаев позволила уточнить сведения реестра и в частности организационные формы ряда предприятий и организаций, а также основные сведениях об этих предприятиях, содержащиеся в реестре.

В целях обеспечения актуальности, полноты и достоверности сведений, содержащихся в реестре, Росимуществом (территориальными управлениями) в 2013 году проведен ряд соответствующих мероприятий.

Росимуществом в 2013 году активно велась работа по разработке новых механизмов наполнения реестра федерального имущества, в целях максимальной автоматизации процесса учета и уменьшения трудозатрат как со стороны правообладателей, так и со стороны сотрудников территориальных управлений Росимущества.

В этой связи проведена работа по разработке требований к информационным системам, в которых правообладатели ведут бухгалтерский учет и формируют отчетность, с тем, чтобы сведения об объектах федерального имущества, вносимые в указанные системы могли без дублирования ручного ввода направляться в реестр федерального имущества. По результатам вышеуказанных мероприятий 05.04.2013 Росимуществом была организована и проведена конференция по теме «Совершенствование порядка учета федерального имущества на основе использования современных информационных технологий».

На данной конференции были рассмотрены вопросы совершенствования систем учета федерального имущества в части гармонизации данных и интеграции с внешними информационными ресурсами, в том числе информационными системами бухгалтерского и управленческого учета (1C, SAP, Парус). При этом представителями Фирмы «1С» и Корпорации «Парус» были продемонстрированы возможности их собственных программных продуктов, разработанных для автоматизации процесса учета федерального имущества.

В настоящий момент разработка сервисов обмена данными в электронном виде, в целях обеспечения интеграции с внешними информационными ресурсами, находится в Росимуществе в завершающей стадии.

Росимуществом продолжена работа по улучшению качества межведомственного взаимодействия, например, апробирован новый механизм межведомственного взаимодействия совместно с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службой.

В рамках совместного приказа Росреестра и Росимущества от 02.12.2011 № П/484/376 (зарегистрирован в Минюсте России 21.05.2012 № 24287) Росимуществом реализован механизм автоматической сверки данных Единого государственного реестра прав (далее – ЕГРП), со сведениями реестра федерального имущества, обеспечивающий актуализацию сведений реестра, в части отражения данных о регистрации соответствующих вещных и обязательственных прав на объекты учета.

В целях интеграции соответствующих информационных систем Росимуществом и Росреестром создана рабочая группа, рассматривающая вопросы:

  • проведения массовой сверки данных информационных ресурсов ЕГРП и реестра федерального имущества для построения взаимосвязи объектов недвижимого имущества, относящихся к федеральной собственности;
  • обеспечения идентификации в ЕГРП объектов недвижимого имущества, относящихся к федеральной собственности;
  • представления Росреестром сведений о картографических координатах объектов федерального имущества для отображения указанных сведений в реестре федерального имущества, а также на сайте Росимущества;
  • установления закрытого перечня документов, необходимых для совершения учетно-регистрационных действий;
  • обеспечения привязки зданий к земельным участкам;
  • получения исторических выписок из ГКН по земельным участкам, относящихся к федеральной собственности.

В рамках совместного Соглашения ФНС России и Росимущества от 13.11.2008 № ММ-25-6/11/01-17/121 реализован механизм сверки сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, со сведениями реестра федерального имущества.

Кроме того, Росимуществом достигнуто соглашение с ФНС России о ежемесячном направлении ими сведений о состоянии юридических лиц, содержавшихся в ЕГРЮЛ. Также ФНС России были предоставлены Росимуществу сертификаты удаленного доступа к базе данных ЕГРЮЛ, позволяющие в режиме реального времени получать актуальную информацию о юридических лицах для обеспечения полноты и достоверности сведений, содержащихся в реестре федерального имущества.

Основными задачами на 2014 год в целях повышения полноты, достоверности и актуальности сведений реестра являются:

  1. Максимально возможная автоматизация процесса учета федерального имущества, ведения реестра федерального имущества и предоставления информации из него.
  2. Интеграция АСУФИ с подсистемами ЕСУГИ, государственными информационными системами, а также с бухгалтерскими и учетными системами правообладателей.
  3. Организация обучения сотрудников территориальных управлений Росимущества в части учета и ведения реестра федерального имущества, в том числе по причине обновления кадров.
  4. Повышение ответственности правообладателей и сотрудников Росимущества (его территориальных органов) по внесению сведений в реестр.
  5. Внесение в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447 изменений в реестр федерального имущества в отношении 100% объектов, по которым отражены результаты инвентаризации – «требуется внесение изменений в реестр и требуется исключение / удаление из реестра».

По вопросу методологического обеспечения деятельности в области учета необходимо отметить, что Росимущество на регулярной основе осуществляет мониторинг предложений контролирующих органов, ФОИВ, своих территориальных органов, правообладателей и иных лиц, а также изменений, произошедших в законодательстве Российской Федерации, по результатам которого своевременно готовит и направляет в Минэкономразвития России предложения по внесению изменений в Постановление и Положение, участвует в подготовке соответствующих проектов нормативных правовых актов и сопровождении их при согласовании с заинтересованными ФОИВ и внесении в Правительство Российской Федерации.

Так, в 2013 году соответствующие предложения Росимущества были реализованы в постановлении Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 № 1166 «О внесении изменений в Положение об учете федерального имуществ», работа по подготовке и согласованию которого по инициативе Росимущества и при его непосредственном участии велась с 2011 года.

Значимость внесения соответствующих изменений связана, прежде всего, с необходимостью распространения учета федерального имущества на особо ценное движимое имущество бюджетных учреждений, в том числе на каждый объект указанного имущества, первоначальной стоимостью меньше 200 тыс. рублей.

Вместе с тем, постановлением предусмотрено отражение в реестре федерального имущества типов федеральных государственных учреждений, а именно федеральных бюджетных и казенных учреждений, что позволит осуществлять выборку необходимых сведений об имуществе указанных учреждений. Также предусмотрено исключение из состава объектов учета реестра имущество Центрального банка Российской Федерации, учет которого регулируется законодательством об указанном банке.

Принятые изменения затронули и вопросы предоставления государственной услуги Росимущества – выдача выписки из реестра федерального имущества. Так, из состава документов, необходимых для получения выписки, исключена копия подтверждающего оплату документа и копия, подтверждающая регистрацию юридического лица, предусмотрена возможность для заинтересованных лиц направлять запросы о предоставлении информации из реестра федерального имущества в электронном виде.
Кроме того, в Положение внесены менее существенные, но не менее значимые изменения, направленные на уточнение отдельных положений, связанных с изменениями, произошедшими в законодательстве Российской Федерации (так, в связи с внесением соответствующих изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, из Положение исключено понятие «документы – основания изъятие из оборота»).

Вместе с тем, Росимуществом на постоянной основе ведется работа по выявлению и устранению «узких мест» системы учета, по совершенствованию порядка учета и ведения реестра федерального имущества. С ноября 2013 года данный вопрос прорабатывается на еженедельных встречах совместно с членами Комитета по использованию информационно-коммуникационных технологий в управлении государственным имуществом Экспертно-консультационного совета при Росимуществе. По итогам с проведенной работы Росимуществом будут подготовлены и направлены в Минэкономразвития России соответствующие предложения по изменению действующего законодательства в части учета федерального имущества.

Кроме того, в рамках мероприятий по совершенствованию системы учета федерального имущества Росимуществом в целях оптимизации порядка информационного взаимодействия с Росстатом было инициировано (письмо Росимущества от 29.04.2013 № ОД-18/19108) внесение изменений в Соглашение об информационном взаимодействии от 13.08.2008 № КЛ-01-23/2451/01-17/42. По итогам проработки с Росстатом соответствующих предложений 25.12.2013 было подписано Соглашение об информационном взаимодействии Федеральной службы государственной статистики и Федерального агентства по управлению государственным имуществом № АС-01-4/2795-МВ/01-18/703.

Новый порядок взаимодействия Росстата и Росимущества предусматривает переход к централизованной схеме информационного взаимодействия, сокращение сроков предоставления информации, оптимизацию способа передачи данных, содержащихся в реестре федерального имущества и Статистическом регистре хозяйствующих субъектов Росстата, а также уточнение состава передаваемых сведений.

Более того, в 2013 году Росимущество добилось подписания Соглашения об информационном взаимодействии с Роспатентом (от 22.11.2013 № 01-18/582), разработка которого после отмены по предписанию Минюста России совместного приказа Роспатента и Росимущества от 21.02.2008 № 30/23 «Об утверждении порядка представления сведений, необходимых для учета федерального имущества в реестре федерального имущества и содержащихся в Государственном реестре изобретений Российской Федерации, Государственном реестре полезных моделей Российской Федерации, Государственном реестре промышленных образцов Российской Федерации, Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации и Государственном реестре наименований мест происхождения товаров Российской Федерации, в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом» велась с 2011 года.

В 2013 году Росимущество приняло участие в подготовке предложений по разработке Концепции федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019 годы)», утвержденной в дальнейшем распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.06.2013 № 1101-р, а также в разработке Федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2013 № 903.

Основными задачами на 2014 год в этой области являются:

  1. Подготовка предложений по внесению изменений в акты Минэкономразвития России в связи с принятием постановлении Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 № 1166 «О внесении изменений в Положение об учете федерального имуществ».
  2. Доработка программного обеспечения автоматизированной системы учета федерального имущества в связи с принятием постановлении Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 № 1166 «О внесении изменений в Положение об учете федерального имуществ».
  3. Подготовка и направление в Минэкономразвития России предложений для разработки проекта постановления Правительства Российской Федерации «О повышении эффективности учета федерального имущества».
  4. Координация реализации Федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019 годы)» в части мероприятий Росимущества.
  5. Организация обучения сотрудников территориальных управлений Росимущества в части учета и ведения реестра федерального имущества, в том числе по причине обновления кадров.

 



Опубликовано: 15.04.2014 13:30:36 / Последнее изменение: 17.04.2014 21:43:43
Скачать: Распечатать