Отчет о деятельности за 2013 год

по итогам выполнения Государственной программы «Управление федеральным имуществом»

Содержание

В целях совершенствования системы корпоративного управления компаний с государственным участием, а также в целях раскрытия информации, усиление прозрачности процедуры, порядка и механизма избрания и назначения органов высшего управления госкомпаний в Росимуществе на постоянной основе функционируют три Комиссии:

  • Комиссия по отбору независимых директоров, представителей интересов Российской Федерации и независимых экспертов для избрания в органы управления и контроля акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, в том числе включенных в специальный перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2003 № 91-р (далее – АО Спецперечня) (комиссия утверждена приказом Росимущества от 07.11.2012 № 250).
  • Комиссия по отбору единоличных исполнительных органов в АО, не включенных в Спецперечень (комиссия утверждена приказом Росимущества от 31.07.2012 № 223).
  • Комиссии по урегулированию конфликтных ситуаций в органах управления и контроля акционерных обществ с государственным участием, не включенных в Спецперечень (комиссия утверждена приказом Росимущества от 14.10.2013 № 318).

Комиссия по отбору независимых директоров, представителей интересов Российской Федерации и независимых экспертов для избрания в органы управления и контроля акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, в том числе включенных в Спец Комиссия по отбору независимых директоров, представителей интересов Российской Федерации и независимых экспертов для избрания в органы управления и контроля акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, в том числе включенных в Спецперечень (далее – Комиссия по отбору ПД)

Комиссия по отбору ПД сформирована при Росимуществе и функционирует на постоянной основе во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 27.04.2012 № Пр-1092 (пп. «д» п. 1), предписывающего осуществить поэтапную замену до 01.09.2015 государственных служащих в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в собственности Российской Федерации, профессиональными директорами, а также в рамках порядка, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 № 738.

Вместе с тем, стоит отметить, что в отдельных АО присутствует практика сохранения госслужащих в органах управления:

  • для контроля за целостностью их активов при формировании вертикально-интегрированных структур;
  • для контроля со стороны акционера за подготовкой и сопровождением приватизационных процедур в отношении АО, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества;
  • для вынесения вопроса на рассмотрение совета директоров от имени и в интересах Российской Федерации при необходимости.

Следует отметить, что в своей работе Комиссия по отбору ПД руководствуется принципом сохранения преемственности при формировании составов советов директоров АО с пролонгацией полномочий профессиональных директоров в действующих составах советов директоров.

В состав органов контроля наряду с госслужащими активно внедряется практика привлечения независимых экспертов с финансовой, бухгалтерской и аудиторской компетенциями.

Деятельность Комиссии по отбору ПД носит открытый характер. Состав формируется из представителей Росимущества, Минэкономразвития России, ФОИВ, на которые возложена контроль и координация деятельности АО в соответствующей сфере экономики, общественно-профессиональных организаций (далее – ОПО), а также представителей Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской (при рассмотрении АО Спецперечня).

Решения о целесообразности привлечения в органы управления и контроля АО профессиональных директоров и ревизоров из числа лиц, не являющихся государственными служащими, принимаются Комиссией на основании критериев, выработанных совместно с общественно-профессиональными организациями и ФОИВ (в соответствии с п. 11 приказа Росимущества от 07.11.2012 № 250 на основании протокола установочного заседания Комиссии по отбору профессиональных директоров от 15.11.2012 № 186). Вместе с этим, Комиссия по отбору ПД при отборе кандидатов для выдвижения в органы управления АО уделяет большое внимание мнениям представителей общественно-профессиональных объединений.

Важно отметить, что исходя из вышеуказанных критериев Комиссией по отбору ПД принимаются оптимально взвешенные решения по каждому кандидату с учетом его индивидуальных профессиональных квалификаций, необходимых для работы в органах управления и контроля конкретных обществ.

Кроме того, в целях обеспечения оптимального набора компетенций в составах органов управления АО, Комиссией по отбору ПД учитывается наличие у кандидатов помимо отраслевой компетенции, компетенций в области аудита, финансов и стратегического планирования.

Процедура подачи заявок от кандидатов в органы управления и контроля АО реализована на МВ портале посредством заполнения интернет-формы. В соответствии с Приказом Комиссия по отбору ПД рассматривает заявки кандидатов, поступившие через МВ портал, при условии заполнения электронной анкеты и удостоверения ее электронной подписью кандидата. Процедура подачи заявки доступна всем желающим, а прием заявок происходит в режиме реального времени.

Наряду с основными заседаниями Комиссии по отбору ПД Росимущество проводит внеплановые заседания, которые проходят каждый третий четверг месяца. Информация о заседаниях Комиссии публикуется на официальном сайте Росимущества в сети интернет в разделе «Комиссия по отбору профессиональных директоров».

Итоги кампании по выдвижению кандидатов в органы управления и контроля в АО Спецперечня на 2014 корпоративный год (64 АО)

В рамках проведения Росимуществом кампании по выдвижению кандидатов из числа профессиональных директоров и независимых экспертов в органы управления и контроля АО Спецперечня на 2014 корпоративный год в ноябре 2013 года проведены заседания Комиссии по отбору ПД, на которых было рассмотрено 631 АО Спецперечня и приняты решения по избранию профессиональных директоров и независимых экспертов в 622 АО Спецперечня.

По итогам Комиссии по отбору ПД, прошедшей в ноябре 2013 года, в СД (наблюдательные советы) АО Спецперечня на 2014 корпоративный год отобран 461 кандидат:

  • 220 позиций профессиональных поверенных;
  • 112 позиций независимых директоров;
  • 129 позиций госслужащих.

В ревизионные комиссии отобрано 224 кандидата:

  • 54 позиции независимых экспертов;
  • 170 позиций госслужащих.

Диаграмма 45. Распределение позиций в предложенных составах органов контроля и управления АО Спецперечня

Ниже представлена ретроспектива привлечения профессиональных директоров в АО Спецперечня:

  • в 2013 году избрано 325 профессиональных директора в 633 АО;
  • в 2012 году избрано 293 профессиональных директора в 57 АО;
  • в 2011 году избрано 235 профессиональных директора в 51 АО;
  • в 2010 году избрано 193 профессиональных директора в 49 АО;

Диаграмма 46. Ретроспектива привлечения профессиональных директоров в АО Спецперечня

Исходя из вышеприведенных данных на диаграмме доля профессиональных директоров в составе совета директоров на одно АО Спецперечня за период с 2010 по 2013 корпоративный год увеличилась в среднем с 3,9 до 5,2 (то есть в совете директоров одного АО Спецперечня за последние четыре года количество профессиональных директоров в совете директоров возросло в среднем с четырех до пяти человек).



Диаграмма 47. Динамика привлечения профессиональных директоров в АО Спецперечня.

Диаграмма 48. Динамика привлечения независимых экспертов в АО Спецперечня

Итоги кампании по выдвижению кандидатов в органы управления и контроля АО, не включенных в Спецперечень (1 390 АО)

Общее количество АО, не включенных в Спецперечень, стабильно функционирующих, в отношении которых Росимуществу, осуществляя права акционера от имени Российской Федерации, надлежит направить предложения в повестку дня годовых общих собраний акционеров в 2014 году, по состоянию на конец 2013 года составило 1 390 АО.

В этой связи в рамках проведения кампании по выдвижению кандидатов из числа профессиональных директоров и независимых экспертов в органы управления и контроля АО, не включенных в Спецперечень, на 2014 корпоративный год в декабре 2013 года Росимуществом проведены заседания Комиссии, на которых было рассмотрено 220 АО, доля участия Российской Федерации в уставных капиталах которых составляет менее 100%, но более 25%, и приняты решения по избранию профессиональных директоров и независимых экспертов в 154 АО.

По итогам Комиссии в советы директоров вышеуказанных АО отобрано 334 кандидата:

  • 300 позиций профессиональных поверенных (что на 167 профессиональных поверенных больше, чем в 2013 корпоративном году);
  • 34 позиции независимых директоров (что на 8 независимых директоров больше, чем в 2013 корпоративном году).

Проведение заседаний Комиссии по избранию в составы советов директоров и ревизионных комиссий АО, не включенных в Спецперечень, единственным акционером которых является Российская Федерация запланировано на апрель-май 2014, на которых планируется дополнительно рассмотреть около 800 АО. Доля участия Российской Федерации в уставных капиталах остальных АО составляет менее 25%, но более 2%.

Ниже представлена ретроспектива привлечения в АО, не включенных в Спецперечень, профессиональных директоров:

  • в 2013 году избрано 1 715 профессиональных директоров в 637 АО;
  • в 2012 году избрано 1 869 профессиональных директоров в 822 АО;
  • в 2011 году избрано 1 109 профессиональных директоров в 512 АО;
  • в 2010 году избрано 707 профессиональных директоров в 389 АО.

Диаграмма 49. Динамика привлечения профессиональных директоров в АО, не включенные в Спецперечень

В целом по всем АО с госучастием необходимо отметить, что на фоне сокращения общего количества АО, в составы органов управления и контроля которых Комиссией утверждены кандидатуры, доля утвержденных Комиссией профессиональных директоров с 2010 по 2013 корпоративный год в среднем увеличилась с 2,1 до 2,9 (то есть в совете директоров одного АО за последние четыре года количество профессиональных директоров в совете директоров возросло в среднем с двух до трех человек).



Диаграмма 50. Ретроспектива привлечения профессиональных директоров.

Одновременно с этим следует отметить, что вывод госслужащих из составов органов управления и контроля АО затруднен по следующим причинам:

  • отсутствие заявок от профессиональных директоров на работу в совете директоров конкретного АО (что может быть связано с малым размером общества, его неблагополучным финансово-экономическим состоянием, отсутствием перспектив получения членом совета директоров должного вознаграждения, географической удаленностью общества и т.д.);
  • представители ОПО (члены Комиссии по отбору ПД) выразили позицию о недостаточности квалификации, опыта и профессиональных знаний у кандидата, подавшего заявку для работы в качестве члена совета директоров общества;
  • на заседаниях Комиссии по отбору ПД получена информация о проблемной ситуации в АО и необходимости сохранения государственного контроля над ее преодолением.

Комиссия по отбору единоличных исполнительных органов (далее – Комиссия по отбору ЕИО)

Цель – обеспечение эффективности и прозрачности процесса отбора кандидатов для избрания в качестве единоличного исполнительного органа (управляющей организации) АО, не включенных в Спецперечень.

Комиссия по отбору ЕИО сформирована при Росимуществе в рамках порядка, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 № 738, и функционирует на постоянной основе.

Деятельность Комиссии по отбору ЕИО носит открытый характер. Состав формируется из представителей Росимущества (в том числе ТУ, в случае рассмотрения АО, права акционера по которому делегированы данному ТУ), ФОИВ, на которые возложена координация деятельности АО в соответствующей сфере экономики, председателя совета директоров рассматриваемого АО.

Заседания Комиссии по отбору ЕИО проводятся еженедельно, за период работы в 2013 году рассмотрено 52 АО и приняты решения по кандидатурам на должность единоличного исполнительного органа в отношении 37 АО.

В целях повышения эффективности и прозрачности процесса отбора кандидатов для избрания в качестве единоличного исполнительного органа (управляющей организации) акционерных обществ с государственным участием, не включенных в Спецперечень, а также использования возможности наиболее взвешенного и объективного принятия решений на заседании Комиссии по отбору – ЕИО, разработан проект Критериев отбора кандидатов для избрания в качестве ЕИО акционерных обществ (далее – проект Критериев отбора ЕИО).

Критерии отбора ЕИО разработаны в целях повышения эффективности деятельности АО путем определения минимального необходимого набора компетенций, предъявляемых к кандидатам для избрания в качестве ЕИО, и совершенствования качества работы органов управления в АО.

Критерии отбора ЕИО предназначены для кандидатов на должность ЕИО, подающих заявки на МВ-Портале для рассмотрения Комиссией по отбору ЕИО, и включают в себя в том числе опыт работы на соответствующих должностях, наличие необходимого образования, дополнительные навыки и компетенции, а также программа развития АО, на должность ЕИО которого подана заявка от кандидата. Кроме того, с целью подтверждения заявленным требованиям, кандидатам необходимо представить в качестве обоснования документы удостоверяющие стаж работы и получение соответствующего образования.

Проект Критериев отбора ЕИО размещен в открытом доступе на сайте Росимущества в разделе Корпоративного управления – Организация отбора и избрания профессиональных директоров и единоличных исполнительных органов – Информация для кандидатов в единоличные исполнительные органы госкомпаний.

Отдельно следует отметить динамику подачи заявок кандидатами из числа негосударственных служащих в органы управления и контроля АО средствами МВ Портала, демонстрирующую двухкратный рост показателей по группам совет директоров и ревизионная комиссия (прием заявок на должность единоличного исполнительного органа открыт осенью 2013 года).

Общее количество всех заявок в 2013 календарном году составило около 50 000, при этом прием заявок от кандидатов происходит в режиме реального времени и доступен всем желающим.

Диаграмма 51. Динамика подачи заявок в органы управления и контроля АО с госучастием.

Комиссии по урегулированию конфликтных ситуаций в органах управления и контроля акционерных обществ с государственным участием, не включенных в специальный перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 23.01.2003 № 91-р (далее – Комиссия по урегулированию конфликтов)

Цель – дальнейшее повышение эффективности взаимодействия между представителями акционера, профессиональными директорами и единоличным исполнительным органом АО, не включенных в Спецперечень.

Комиссия по урегулированию конфликтов сформирована при Росимуществе и функционирует на постоянной основе. Деятельность Комиссии по урегулированию конфликтов носит открытый характер, ее состав формируется из представителей Росимущества (в том числе территориальных управлений (далее – ТУ), в случае рассмотрения АО, права акционера по которому делегированы данному ТУ), ФОИВ, на которые возложена координация деятельности АО в соответствующей сфере экономики, общественно-профессиональных организаций, а также при необходимости единоличного исполнительного органа и членов совета директоров рассматриваемого АО.

Комиссией по урегулированию конфликтов рассматриваются обращения от отраслевых структурных подразделений Росимущества; ТУ, в случае рассмотрения АО, права акционера по которому делегированы данному ТУ; ФОИВ, осуществляющих контроль и регулирование в отраслевой сфере деятельности АО; ЕИО, членов органов управления и контроля о наличии спорных или конфликтных ситуаций, возникающих при осуществлении ими соответствующей деятельности в акционерном обществе в ходе функционирования органов управления или контроля, требующие дополнительной экспертизы и независимой оценки.

Комиссия по урегулированию конфликтов с учётом существующих нормативных документов, регламентирующих вопросы корпоративного управления и деятельность данной Комиссии, осуществляет рассмотрение конфликтных ситуаций по следующим основным вопросам:

  • Урегулирование возникающих предконфликтных ситуаций или разрешение конфликта интересов между членами органов управления и контроля, единоличными исполнительными органами АО и акционерами;
  • Рассмотрение фактов нарушения норм корпоративной этики и стандартов корпоративного поведения в АО;
  • Рассмотрение фактов в деятельности членов советов директоров, повлекших снижение показателей финансово-хозяйственной деятельности АО;
  • Рассмотрение причин необходимости прекращения полномочий профессиональных директоров, независимых экспертов и ЕИО, а также изменения статуса профессиональных директоров в составе органов управления АО;
  • Соответствие членов советов директоров признакам, установленным пунктом 8(1) Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 № 738, в том числе недопущение аффилированности к АО или его дочерним и зависимым обществам; конфликта интересов с АО, в органы управления которых входит член совета директоров; непрерывного участия в совете директоров одного АО в течение установленного срока и т.д.
  • Иные вопросы, в том числе связанные с недобросовестным исполнением / неисполнением ЕИО, членами органов управления и контроля АО непосредственных обязанностей и решений акционера.

В рамках ее работы в 2013 году проведено 3 заседания, на которых рассмотрено 5 АО.

1Права акционера в отношении пакета акций, принадлежащих РФ, в уставном капитале ОАО «ГТЛК» осуществляет Минтранс России.

2 В совет директоров ОАО «НМТП» в качестве представителей интересов Российской Федерации избраны только госслужащие, профессиональные директора и независимые эксперты не избраны.

3 В совет директоров ОАО «НМТП» в качестве представителей интересов Российской Федерации избраны только госслужащие, профессиональные директора и независимые эксперты не избраны.

 



Опубликовано: 21.04.2014 00:48:50 / Последнее изменение: 21.04.2014 00:57:44
Скачать: Распечатать