Отчет о деятельности за 2013 год

по итогам выполнения Государственной программы «Управление федеральным имуществом»

Содержание

2.3. Передача религиозным организациям федерального имущества религиозного назначения

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.04.2011 № 324 федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на принятие решений о передаче федерального имущества религиозного назначения, а также федерального имущества, соответствующего критериям, установленным частью 3 статьи 5 и (или) частью 1 статьи 12 Федерального закона от 30.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (далее – Закон № 327-ФЗ), являются Росимущество, Минобороны России и Управление делами Президента РФ.

В 2013 году в Росимущество поступило 203 заявлений религиозных организаций. Из них:
по 32 – передача религиозного имущества завершена;
по 92 – завершается подготовка к передаче;
по 53 – ведутся подготовительные мероприятия, необходимые для принятия решения о передаче или для включения имущества в План передачи, утверждаемый Правительством РФ;
по 21 обращению – выдан отказ в передаче.


Диаграмма 19. Результаты рассмотрения заявлений религиозных организаций за 2013 год.

Из указанных 203 заявлений поступили от:
187 (92%) – Русской Православной Церкви (Московский Патриархат),
6 (3%) – религиозных организаций мусульман,
3 (1,5%) – Римско-Католической церкви,
2 (1%) – Евангелическо-Лютеранской церкви,
2 (1%) – Федерации еврейских общин России,
1 (0,5%) – Русской Православной Старообрядческой Церкви,
1 (0,5%) – религиозной организации буддистов,
1 (0,5%) – Древлеправославной церкви.



Диаграмма 20. Поступление заявлений от конфессий.

Наиболее яркими примерами передачи в 2013 г. являются:

  • Объекты ансамблей Серафимо-Дивеевского монастыря, с. Дивеево (Нижегородская обл.); Свято-Троицкого мужского монастыря в г. Чебоксары; Тихвинского женского монастыря г. Цивильск; Елецкого Знаменского епархиального женского монастыря (Липецкая обл.); Свято-Знаменского Абалакского мужского монастыря, с. Абалак Тобольского района (Тюменская обл.);
  • «Церковь евангелическая лютеранская Святой Анны», г. Санкт-Петербург;
  • Старая татарская мечеть 1476 г., Текие Шах-Али, Текие Авгана, г.Касимов Рязанской обл.;
  • «Церковь Илии Пророка на Славне, 1455 г.», г. Великий Новгород (Русская Старообрядческая Церковь);
  • комплекс Гусиноозерского дацана, с. Гусиное озеро Селенгинского района.

Готовятся к передаче / включению в План передачи объекты, в том числе знаковые для духовного возрождения страны, религиозные учебные заведения и многочисленные храмы: имущественные комплексы Рязанского кремля, Заиконоспасского монастыря на ул. Никольской в Москве и другие объекты.
К сожалению, есть и отказы. Основными их причинами являются:

  • некомплектность представляемых религиозными организациями заявок (порядка 50% всего потока нуждаются в доукомплектовании заявителями согласно постановлению Правительства РФ от 26.04.2011 № 325). После доукомплектования мы возвращаемся к этим объектам и успешно реализуем процесс передачи;
  • отсутствие принадлежности объектов к имуществу религиозного назначения и обеспечивающего имущества согласно критериям, установленным Законом (например, особняк / иное здание, никогда не служившее церкви для обеспечения ее деятельности).

Примеры:

  • «Городской дом XIX в.» в г. Москва, Елоховский пр., 5 – объект культурного наследия (далее – ОКН) федерального значения – деревянный жилой дом, не имевший отношения к Церкви,
  • «Дом жилой Седышева А.М.», «Усадьба В.Н.Коновалова. Дом жилой», «Усадьба В.Н. Коновалова. Дом доходный» в г. Чита, заявленные Агинским дацаном «Дэчен Лхундублинг» (Обитель спонтанной реализации великого блаженства) – то же самое;
  • расширение религиозных зданий в «светский» период их существования, что делает невозможными:

во-первых, передачу испрашиваемого имущества в собственность;
во-вторых, передачу здания целиком (передается только часть, ранее имевшая религиозное назначение, и только в безвозмездное пользование).

Примеры:

  • здание храма по ул. Долгоруковской, д. 25, где расположен Союзмультфильм, достроенное в советское время 5-этажной пристройкой и объединенное с ней в единый объект недвижимости – заявлено РПЦ к передаче в собственность – направлен отказ,
  • бывшая синагога в г. Улан-Удэ (ул.Свердлова, 8) – принадлежит Восточно-Сибирскому университету технологий и управления – одноэтажное ранее здание в 1974 г. реконструировано и существенно расширено университетом с повышением этажности. Заявлялась Федерацией еврейских общин России в собственность, получен отказ;
  • законодательно установленные основания для отказа: принадлежность объекта к особо ценным ОКН, имущество государственных заповедников и т.п.

Примеры:

  • Ново-Девичий монастырь – особо ценный ОКН, отчуждению не подлежит, в собственность РПЦ передан быть не может,
  • Георгиевский храм в г.Гусь-Хрустальном (Музей Хрусталя) – также особо ценный ОКН,
  • Спасо-Преображенский Толшевский женский монастырь, расположенный на землях ФГУ «Воронежский государственный природный биосферный заповедник».

В федеральные органы исполнительной власти (Минобрнауки России, Минкомсвязь России, МВД России, Минэнерго России, Роспечать, Россвязь, Росгидромет, Росжелдор) Росимуществом согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 30.12.2011 № 1226 «Об утверждении правил формирования и опубликования плана передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности» (далее – постановление Правительства РФ № 1226) направлено 14 уведомлений о подготовке перечня мероприятий по высвобождению имущества, занимаемых ФГУП и федеральными учреждениями, с указанием (с целью последующего включения в проект Плана передачи имущества религиозного назначения):

  • состава и содержания мероприятий;
  • ответственных лиц за их осуществление;
  • сроков осуществления таких мероприятий;
  • предложений о размере бюджетных ассигнований федерального бюджета, которые необходимо предусмотреть в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на осуществление мероприятий по высвобождению передаваемого имущества и обеспечению соответствующим имуществом предприятий и учреждений.

В рамках процесса передачи религиозного имущества Росимуществом постоянно ведется анализ эффективности установившихся процедур, законодательства и правового регулирования, подготавливаются предложения по их совершенствованию.

В течение года прошел все установленные законом процедуры и направлен на утверждение в Минэкономразвития России проект Административного регламента по предоставлению Росимуществом государственной услуги по предоставлению религиозным организациям в собственность или безвозмездное пользование находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, либо имущества, соответствующего критериям, установленным частью 3 статьи 5 и частью 1 статьи 12 Федерального закона № 327-ФЗ.

Существенно расширены полномочия территориальных управлений агентства в субъектах РФ: с 2014 года большая часть полномочий по передаче религиозного имущества передана ТУ. Согласно новой редакции Типового положения о территориальном органе Росимущества (утверждено приказом Минэкономразвития России от 18.09.2013 № 374, зарегистрировано Минюстом России 31.12.2013 № 30950) ТУ осуществляют в автономном режиме, без согласования с ЦА передачу всех объектов, кроме попадающих в утверждаемый Правительством РФ План передачи имущества религиозного назначения (в План попадают объекты, занятые государственными организациями / предприятиями, которые не могут быть высвобождены путем их переезда в их иные помещения, уплотнения либо размещения в пустующих объектах казны).

В 2013 г. выполнены отбор, анализ и проверка наличия объектов имущества религиозного назначения в составе государственной казны РФ в целях подготовки их «открытого предложения» конфессиям.

В результате выявлено, что из отобранных 2 499 объектов, не закрепленных за федеральными органами власти и организациями, 1 536 (61%) уже переданы в безвозмездное пользование религиозным организациям, 347 (14%) используется ими «по факту» (без оформления отношений), а 616 (25%) является свободными. При этом в отдельных регионах (например, Республика Мордовия) 100% объектов используется религиозными организациями (далее – РО) «по факту», а в других (Приморский край) – наоборот, 100% объектов передано РО в безвозмездное пользование.



Диаграмма 21. Результаты анализа использования объектов казны религиозного назначения.

В рамках «открытого предложения» планируется предложить ЦРО
(с учетом конфессиональной принадлежности объектов казны):

  • получить в собственность те объекты, которые находятся в безвозмездном пользовании или используются РО без правовых оснований;
  • узаконить использование последних (оформить право собственности/безвозмездного пользования);
  • рассмотреть целесообразность получения в собственность / пользование свободных объектов.

16.12.2013 в Росимуществе состоялся «круглый стол» по вопросам повышения эффективности взаимодействия Росимущества и религиозных организаций в рамках Федерального закона № 327-ФЗ, в ходе которого ЦРО проинформированы о проделанной работе и предстоящем «открытом предложении».

Определенные сложности при передаче имущества представляет трактовка его принадлежности к имуществу религиозного назначения, либо имуществу, обеспечивающему или обслуживающему данную деятельность: 327-ФЗ лишь задает общие категории целевого использования имущества, но не содержит видов возможных объектов, в связи с чем часто возникают конфликтные ситуации (пример – Дом для проживания заштатных священников).

В целях совершенствования деятельности по этим направлениям подготовлен ряд инициатив, которые обсуждались в Росимуществе на совещаниях совместно с религиозными организациями, а в ноябре рассматривались правительственной Комиссией по вопросам религиозных объединений.

В развитие протокольных решений Комиссии в декабре проведен Круглый стол (с участием основных конфессий России) по вопросам совершенствования процесса передачи. Там обсуждался и этот вопрос. Конфессиям предложено сформулировать свое видение перечня соответствующих объектов.

В Росимущество поступают заявки на передачу имущества религиозного назначения, расположенного на землях особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ), в частности, государственных природных заповедников (например, Спасо-Преображенский Толшевский женский монастырь, расположенный на землях ФГУ «Воронежский государственный природный биосферный заповедник»).

При анализе законодательства выявлено противоречие закона № 327-ФЗ и природоохранного законодательства, препятствующее передаче имущества в границах заповедников и национальных парков и его дальнейшему использованию согласно функциональному назначению. В частности, охранный режим национальных и природных парков не позволяет вести религиозную деятельность даже в тех их зонах, где разрешена хозяйственная, рекреационная деятельность, проведение культурно-массовых мероприятий и т.д.

Совместно с религиозными организациями подготовлены предложения по совершенствованию законодательства с целью устранения этой коллизии. По инициативе Росимущества вопрос противоречия между законодательством о передаче и природоохранным законодательством обсуждался в ноябре на Правительственной комиссии по вопросам религиозных объединений, которая также отметила его актуальность.

В части передачи религиозным организациям федерального имущества религиозного назначения основными задачами на 2014 год являются следующие.

  • Координация деятельности ТУ исходя из их расширенных полномочий, проведение методической и разъяснительной работы, а также контроля их деятельности. К настоящему моменту в ТУ направлены инструктивно-методические письма о составе и содержании материалов, обосновывающих возможность передачи имущества заявителю; о полномочиях ТУ в связи с приказом Минэкономразвития России от 18.09.2013 № 538 и порядке их реализации и др., готовятся новые разъяснения по актуальным вопросам;
  • Продолжение работы по получению из ФОИВ перечней мероприятий по высвобождению имущества религиозного назначения для дальнейшего формирования Плана передачи.
  • Совместная методическая работа с ЦРО по смягчению неопределенностей действующего законодательства: в настоящее время – отработка вопроса идентификации имущества религиозного назначения в связи с возникновением спорных вопросов (на «круглом столе» 16.12.2013 ЦРО выданы формы для заполнения в целях формирования исчерпывающего перечня имущества религиозного назначения, обеспечивающего и вспомогательного имущества для каждой категории, определенной Федеральным законом № 327-ФЗ, с учетом конфессиональной специфики. После взаимного согласования Росимуществом, ЦРО и Минэкономразвития России может быть направлено в качестве методической помощи в ТУ.

Разъяснительная работа с религиозными организациями – как через ЦРО, так и непосредственно. В январе 2014 года Росимущество приняло участие в семинаре юридических служб епархий РПЦ, а также в «круглом столе» по церковной собственности в рамках парламентских Рождественских чтений-2014. Планируется продолжение «круглых столов» в Росимуществе.

 



Опубликовано: 15.04.2014 13:23:52 / Последнее изменение: 16.04.2014 22:44:51
Скачать: Распечатать