Отчет о деятельности за 2013 год

по итогам выполнения Государственной программы «Управление федеральным имуществом»

Содержание

2.2. Осуществление полномочий собственника в отношении имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации

Одним из ключевых блоков в Госпрограмме является осуществление полномочий собственника в отношении имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации. Целевой функцией данного блока является минимизация и эффективное управление имуществом на период его нахождения в казне. В результате проводимой работы в казне Российской Федерации должно остаться только то имущество, которое нормативно определено Правительством Российской Федерации как необходимое для достижения задач и стратегических интересов Российской Федерации и подлежащее сохранению в федеральной собственности на определенный период.

Одной из стратегических задач по управлению имуществом государственной казны стоит минимизация  количества объектов казны, результатом которой будет наличие в казне Российской Федерации только тех объектов, которые определены Правительством Российской Федерации как необходимые для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации и выполнения функций федеральными государственными органами.

Основными задачами для достижения поставленной цели является:

  • распределение имущества казны по целевой функции;
  • избавление от избыточных активов;
  • использование эффективных механизмов вовлечения имущества в хозяйственный оборот;
  • достаточное финансирование имущества на период его нахождения в казне;
  • расширение открытости и прозрачности управления имуществом казны.

Госпрограммой предусмотрены основные мероприятия для достижения поставленной цели:

  • формирование плана действий по оптимизации состава имущества казны Российской Федерации и взаимодействие контрагентов через МВ портал;
  • разработка и утверждение проектов необходимых нормативно-правовых актов и соответствующих изменений в законодательстве в части передачи имущества казны Российской Федерации в государственную собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность, а также по упрощению вовлечения имущества казны Российской Федерации в хозяйственный оборот (в том числе потенциально опасные объекты, гидротехнические сооружения, скважины и т.п.);
  • проведение общедомовых ремонтных работ и оформление необходимой технической документации для передачи объектов на иной уровень собственности;
  • утилизация объектов казны.

За 2013 год для реализации поставленных задач проведены следующие мероприятия:

  • Категорированы объекты казны;
  • Сформированы «дорожные карты» по каждой категории;
  • Для каждого ТУ на основе имеющейся информации о количестве объектов в разрезе категорий утверждены Технические задания, по минимизации количества объектов казны согласно назначению имущества;
  • Ведется работа по разработке ИС «Казна» на базе МВ портала, в котором будет отражаться информация о составе казны
  • Направлено предложение в Минфин России о дополнительном выделении денежных средств на казну на 2014-2016 гг (с/з в ФЭУ от 07.08.2013 № 07/448 и письмо ФЭУ в Минфин России от 09.08.2013 № 13/36434).

Госпрограммой предусмотрено подразделение объектов казны на 13 категорий. Каждый объект казны отнесен согласно своему назначению к одной предусмотренных Госпрограммой категорий имущества.

После ввода программы ИС «Казна» будет обеспечено автоматизированное соотнесение объектов, учитываемых в реестре федерального имущества, к определенной категории, что значительно облегчит взаимодействие контрагентов через МВ портал. Данная программа находится в завершающей стадии разработки.
По состоянию на начало 2013 года в казне Российской Федерации находилось 88 250 объектов.

Диаграмма 16. Состав объектов казны в процентном соотношении по состоянию на 01.02.2013 (в разбивке по категориям).

Для каждой категории установлены основные направления выбытия и поступления имущества.
Сокращение объектов казны в 2013 году осуществлено в основном по следующим направлениям:

  • приватизация объектов казны;
  • передача имущества на иной уровень публичной собственности;
  • закрепление имущества за предприятиями/учреждениями;
  • бесплатная приватизация квартир гражданами;
  • утилизация объектов казны.

За 2013 год впервые удалось достичь значительного сокращения количества объектов недвижимого имущества государственной казны – этот показатель составляет 2,54% (2 136 объектов).

Диаграмма 17. Динамика количества объектов казны с разбивкой по категориям (2013-2014 годы).

Уменьшение объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы произошло в основном в результате передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; объектов транспортной инфраструктуры и связи – в результате их продажи, передачи на иной уровень публичной собственности, а также закрепления за иными организациями.

Увеличение таких объектов как гидротехнические сооружения, объекты производственного назначения и объекты культуры, ритуального и религиозного назначения происходит за счет проводимой приватизации федеральных предприятий, завершения процедур банкротства федеральных организаций, так как следствием данных мероприятий является передача таких объектов в казну Российской Федерации. Кроме того, объекты культуры, ритуального и религиозного назначения поступают в казну Российской Федерации в рамках процедуры разграничения, принимаемых судебных решений. Вместе с тем, религиозные организации предпочитают заключать договоры безвозмездного пользования на объекты, а не оформлять право собственности, так как это позволяет избежать существенных денежных расходов.

Уменьшение количества объектов жилого фонда происходит за счет проводимой приватизации и передачи данных объектов на иной уровень публичной собственности (как правило, органам местного самоуправления).

Сокращение административных зданий произошло в результате проводимой приватизации (передачи в собственность третьим лицам), закрепления зданий за учреждениями и предприятиями на вещных правах, а объектов ЗС ГО – в результате проводимой инвентаризации данных объектов, в том числе снятия соответствующего статуса объекта.

Таблица 19. Количественные показатели объектов недвижимого имущества казны с разбивкой по категориям.

Категория объектов

2013

2014

Динамика

%

Административные здания, строения, сооружения

18464

16990

-1474

-1.75%

Объекты производственного назначения

1758

4598

2840

3.38%

Объекты культуры, ритуального и религиозного назначения

6130

7030

900

1.07%

ЗС ГО

18045

16978

-1067

-1.27%

Объекты жилого фонда

12015

10511

-1504

-1.79%

Объекты незавершенного строительства

369

373

4

0.00%

Транспортная инфраструктура и связь

6324

5862

-462

-0.55%

Гидротехнические сооружения

739

1215

476

0.57%

Объекты социальной сферы

2755

2343

-412

-0.49%

Объекты недропользования

6962

6993

31

0.04%

Объекты ЖКХ

9391

7903

-1488

-1.77%

Объекты воздушного и морского транспорта

1102

1122

20

0.02%

Всего

84054

81918

-2136

-2.54%


Таким образом, наилучшие показатели достигнуты по уменьшению количества объектов казны, относящихся к категориям «административные здания, строения, сооружения», «ЗС ГО», «объекты жилого фонда» и «объекты ЖКХ», что связано с приватизацией имущества, проведением инвентаризации, передачей объектов на иной уровень публичной собственности. При этом увеличился количественный показатель по таким категориям, как «объекты производственного назначения», «объекты культуры, ритуального и религиозного назначения», что объясняется назначением данных объектов, в том числе их ограниченностью в обороте.

Таблица 20. Динамика движимого имущества за период 2013-2014 годов.

Категория объектов

2013

2014

Динамика

%

Движимое имущество

4196

5624

1428

1,62%


Возрастание объектов движимого имущества произошло по причине банкротства предприятий, акционирования ФГУП. Вместе с тем, необходимо отметить, что количественный показатель по движимому имуществу – величина переменная, подвергающаяся значительному колебанию. В этой связи учет его в качестве существенного показателя в общей структуре объектов казны не раскрывает полной картины по минимизации объектов казны. При учете объектов недвижимого  имущества совместно с движимым имуществом показатель снижения количества объектов имущества казны РФ за 2013 г. составит порядка 0,8% (707 объектов).

Причинами, приводящими к увеличению объектов казны РФ, являются:

  • поступление в казну Российской Федерации объектов, не подлежащих приватизации;
  • банкротство предприятий и соответственно поступление объектов, указанных в законе, в казну РФ;
  • прием в казну имущества от ФГУП и ОАО, подведомственных Росимуществу, акционирование  ФГУП.

Также необходимо отметить причины, которые не позволяют в кратчайшие сроки сокращать объекты казны РФ:

  • отсутствие необходимого финансирования на утилизацию, ремонт объектов, содержание и охрану, оформление технической документации;
  • длительная процедура отчуждения объектов казны;
  • отказ ФОИВ / субъектов РФ / муниципальных образований от принятия объектов казны;
  • несовершенство нормативно-правовой базы;
  • концентрация всех полномочий у ЦА (изменения в Типовое положение о территориальном органе Росимущества в части расширения полномочий Территориальных управлений Росимущества внесены приказом Минэкономразвития России от 18.09.2013 № 538, документ вступил в силу лишь с 09.02.2014);
  • проведение оценки объектов высвобождаемого недвижимого имущества без учета стоимости земельного участка.

Сокращение на 2,54% – это очень хороший сдвиг, но вышеперечисленные причины помешали достичь желаемого результата.


Диаграмма 18. Состав объектов казны в процентном соотношении по состоянию на 01.01.2014 (без учета движимого имущества).

С целью повышения прозрачности и эффективности управления имуществом казны РФ, Управлением проведена комплексная работа по разработке стратегии и утверждению программ по минимизации объектов казны. В частности, были разработаны методические рекомендации («дорожные карты») по ключевым направлениям деятельности (направлены в ТУ Росимущества письмом от 21.08.2013 № 14/38771):

  • по передаче в безвозмездное пользование федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации;
  • по закреплению составляющего государственную казну Российской Федерации федерального имущества за федеральными органами власти, а также подведомственными им федеральными государственными учреждениями и предприятиями на соответствующем вещном праве;
  • по подготовке решений по безвозмездной передаче имущества в федеральную собственность, по передаче федерального имущества в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность;
  • по порядку утилизации федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации.

В рамках ежегодного совещания территориальных управлений 24-25.10.2013 организована отдельная секция, посвященная оптимизации состава имущества казны Российской Федерации.

2.2.1. Жилищный фонд и инфраструктура

2.2.2. Совершенствование нормативно-правовых актов в сфере управления объектами казны

2.2.3. Мероприятия по высвобождению военного имущества

2.2.4. Перераспределение имущества между публично-правовыми образованиями

2.2.5. Осуществление контроля реализации инвестиционных проектов

2.2.6. Содержание и обслуживание объектов казны

2.2.7. Основные выводы

 



Опубликовано: 15.04.2014 13:23:33 / Последнее изменение: 16.04.2014 22:36:59
Скачать: Распечатать