Отчет о деятельности за 2013 год

по итогам выполнения Государственной программы «Управление федеральным имуществом»

Содержание

2.1. Осуществление полномочий собственника в области приватизации федерального имущества

Реализация Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 № 2102-р (далее - Программа приватизации) осуществлялась в соответствии с новой концепцией управления федеральным имуществом и Госпрограммой, являющейся базовым документом для определения стратегии действий по реструктуризации и оптимизации государственного сектора экономики в среднесрочной перспективе.

В отношении приватизации основными целями, определенными Госпрограммой, являются:

  • создание условий для эффективного управления федеральным имуществом, необходимым для выполнения государственных функций органами власти Российской Федерации, и отчуждения федерального имущества, востребованного в коммерческом обороте;
  • достижение оптимального состава и структуры федерального имущества путем сокращения доли государства в экономике, а также оптимизация состава федеральных организаций, действующих в конкурентных отраслях экономики;
  • повышение эффективности продажи акций крупных компаний с государственным участием с целью создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, а также модернизации и технологического развития экономики.

В 2011-2013 годах в процессе выполнения Программы приватизации Росимуществом последовательно решались задачи, направленные на поэтапное сокращение государственного сектора экономики в целях развития и стимулирования инновационных инициатив частных инвесторов, улучшение корпоративного управления, стимулирование развития фондового рынка, формирование интегрированных структур в стратегических отраслях экономики, формирование доходов федерального бюджета.

Российская Федерация по состоянию на 01.01.2010 являлась собственником имущества 3 517 федеральных государственных унитарных предприятий, акционером 2 950 акционерных обществ.

В Программу приватизации на 2011-2013 годы были включены акции 1 423 открытых и 43 закрытых акционерных обществ и доли в уставных капиталах 11 обществ с ограниченной ответственностью, 298 федеральных государственных унитарных предприятия (далее - ФГУП), в том числе 163 ФГУП, участвующих в формировании вертикально-интегрированных структур, а также 734 объекта иного имущества.

Плановое задание по перечислению в федеральный бюджет доходов от продажи имущества, находящегося в федеральной собственности, и пакетов акций акционерных обществ (доходы от приватизации), без учета стоимости акций крупнейших компаний, установлено Программой приватизации на 2011 год в размере 6 млрд. рублей, на 2012 и 2013 годы - в размере 5 млрд. рублей ежегодно.

В 2011-2013 годах:

  • Проданы акции (доли в уставных капиталах) 730 обществ, что составило 49,4 % от количества обществ, включенных в Программу приватизации. Подведение итогов 55 продаж запланировано на 1 квартал 2014 года. 
  • Приняты распоряжения об условиях приватизации по 975 обществам (66 % включенных в Программу приватизации), пакеты акций 573 обществ предлагались к продаже повторно, из них 282 обществ более 2 раз, т.е. путем проведения повторных аукционов, продаж посредством публичного предложения и без объявления цены. 
  • По итогам состоявшихся продаж за три года подлежит перечислению в федеральный бюджет 25,67 млрд. руб. (без учета крупнейших продаж с привлечением инвестиционных консультантов), что составляет 160 % задания, определенного Программой приватизации для массовой приватизации.

Росимуществом в 2011-2013 годах изданы распоряжения об условиях приватизации посредством преобразования в открытые акционерные общества 216 ФГУП, что составляет 72,5 % от всех ФГУП, включенных в Программу приватизации. Из них 182 ФГУП преобразованы в открытые акционерные общества.

В части формирования вертикально-интегрированных структур (далее - ВИС) из 44 ВИС (перечень прилагается) в 2011-2013 годах завершены мероприятия по реализации 41 указа Президента Российской Федерации и 3 распоряжений Правительства Российской Федерации в рамках формирования 34 ВИС (77,3%), в том числе приняты решения об условиях приватизации 148 ФГУП (96,1%), решения об условиях приватизации акций 85 ОАО (100%) и изданы распоряжения об условиях приватизации в отношении 457 (98,9%) объектов иного имущества.

Федеральным законом от 31.05.2010 № 106-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"» была внесена новация, предусматривающая возможность для Правительства Российской Федерации своим решением привлекать к процессу приватизации крупнейших компаний инвестиционные банки, организующие от имени Российской Федерации в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества и (или) осуществляющие функции продавца. Определяемое Правительством Российской Федерации юридическое лицо (инвестиционный банк), обладая необходимой экспертизой и опытом, разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации свои рекомендации в части условий, срока и способов приватизации того или иного актива. Данная новация позволила повысить эффективность продажи акций крупнейших компаний, используя международный опыт и экспертизу инвестиционных банков, и тем самым максимизировать спрос на активы и доходы от приватизации.

Интенсификация процедур предпродажной подготовки и сложившаяся конъюнктура рынков позволили в период 2011-2013 годах реализовать 13 сделок с акциями крупнейших акционерных обществ, осуществленных с привлечением инвестиционных консультантов на основании решений Правительства Российской Федерации, принятых в целях создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, а также модернизации и технологического развития экономики, на общую сумму более 585 млрд. руб. (в 2011 году - 2 сделки на общую сумму 98 млрд. руб.; в 2012 году - 5 сделок на общую сумму более 201 млрд. руб.; в 2013 году - 6 сделок на общую сумму более 286 млрд. руб.).

В 2011 году реализованы 2 сделки на общую сумму 98 млрд. руб.:

  1. По публичному размещению акций ОАО «Банк ВТБ» (ООО «Меррилл Линч Секьюритиз»);
  2. По продаже акций ОАО «Издательство «Просвещение» (ОАО «Газпромбанк»).

В 2012 году реализованы 5 сделок на общую сумму более 201 млрд. руб.:

  1. По публичному размещению акций ОАО «Сбербанк» (Банк России и ОАО «Сбербанк») ;
  2. По размещению дополнительной эмиссии акций ОАО «Объединенная зерновая компания» (ОАО «Объединенная зерновая компания» и ЗАО «ИК «Тройка Диалог»);
  3. По продаже акций ОАО «Апатит» (ЗАО «БНП ПАРИБА Банк»);
  4. По продаже акций ОАО «СГ-Транс» (ООО «Ренессанс Брокер»);
  5. По продаже акций ОАО «Мурманский морской торговый порт» (ООО «Райффайзен Инвестмент»).

В 2013 году реализованы 6 сделок на общую сумму более 286 млрд. руб.:

  1. По продаже акций ОАО «Ванинский морской торговый порт» (ЗАО «ВТБ Капитал»);
  2. По продаже ОАО «Роснефтегаз» акций ОАО «НК «Роснефть» в рамках сделки по приобретению акций TНK-BP, в результате которой денежные средства от приватизации акций ОАО «НК «Роснефть» поступили на баланс ОАО «Роснефтегаз», единственным учредителем которого является Российская Федерация (Citi, Bank of America Merill Lynch);
  3. По размещению дополнительной эмиссии акций ОАО «Банк ВТБ» и направлению привлеченных средств на докапитализацию банка (ОАО «Банк ВТБ», ЗАО «ВТБ Капитал»);
  4. По продаже акций ОАО «Авиакомпания «Сибирь» (ОАО «Альфа Банк»);
  5. По продаже акций ОАО «Территориальная генерирующая компания № 5» (ЗАО «ВТБ Капитал»);
  6. По публичному размещению акций Акционерной компании «АЛРОСА» (ОАО) (частная компания с неограниченной ответственностью «ГОЛДМАН САКС (Россия)»).

Помимо этого, в январе 2014 года Правительством Российской Федерации были приняты решения о продаже акций ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» и ОАО «Архангельский траловый флот» на общую сумму более 21 млрд. руб., подготовительная работа по продаже которых была реализована в 2012-2013 годах.

Продолжалась работа по реализации новых подходов к построению системы продаж путем привлечения негосударственных продавцов и организаторов продажи федерального имущества и в отношении массовой приватизации.

Во исполнение Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.01 2013 № 101 Росимуществом заключен агентский договор от 18.02.2013 № 01-04/8/РАД-57/2013 с ОАО «Российский аукционный дом» (далее - ОАО «РАД»), в соответствии с которым ОАО «РАД» передано право на продажу 36 пакетов акций. В 2013 году успешно завершено 15 продаж, по итогам которых подлежит перечислению в федеральный бюджет 1 967 836 900 рублей. Подведение итогов 9 продаж запланировано ОАО «РАД» на 1 квартал 2014 года.

Существенно расширено информационное сопровождение продаж, направленное на публичность и открытость всех приватизационных процедур и формирование системы общественного контроля за приватизацией, чему способствовало создание и эксплуатация МВ портала.
Потенциальным инвесторам, выразившим желание получить дополнительную информацию по объектам приватизации, выставленным на продажу, информация предоставлялась с одновременным обеспечением доступа к ней всех заинтересованных инвесторов путем размещением на официальном сайте Росимущества www.rosim.ru.

С введением с 2013 года обязательного размещения информации о продажах на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru повысилась прозрачность процедуры самих торгов и доступность информации о предлагаемых активах. Единая информационная среда по продажам позволила повысить интерес к реализуемым государством активам. Посещение сайта увеличилось с 2011 года более чем в десять раз, и достигло ежемесячного показателя в 322 тыс. посещений, общее число посещений в 2013 году достигло 3,2 млн. человек.

Высока была активность инвесторов при участии в приватизационных продажах в Московском регионе, Краснодарском крае, Свердловской, Ленинградской, Кемеровской и Новосибирской областях.

Положительные результаты выполнения Программы приватизации обусловлены также введенной Федеральным законом от 31.05.2010 № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» возможностью формирования трехлетних планов приватизации федерального имущества, способствовавшей рациональному текущему планированию продаж, выявлению и использованию резервов повышения эффективности. Формирование прогнозных планов (программ) приватизации пакетов акций крупнейших компаний на горизонте в 3 года позволило не только осуществить необходимые мероприятия со стороны компании и государства в рамках подготовки к приватизации, но также выбрать наиболее оптимальное время для приватизации соответствующих компаний. Например, состоявшаяся осенью 2012 года сделка по приватизации 100% акций ОАО «СГ-транс» готовилась к реализации с сентября 2011 года и позволила реализовать пакет акций, находящийся в государственной собственности с более чем двукратным увеличением начальной цены. (Итоговая цена продажи составила 22,77 млрд. руб. при начальной цене в 10,096 млрд. руб.)

В процессе исполнения Программы приватизации Росимуществом реализован ряд системных мероприятий в отношении акционерных обществ.
Подготовлен проект унифицированного устава акционерного общества, единственным акционером которого является Российская Федерация, основные изменения которого призваны ограничить полномочия единоличных исполнительных органов акционерных обществ, включенных в Программу приватизации, в части распоряжения имуществом общества, повысить ответственность единоличных исполнительных органов акционерных обществ за надлежащее и своевременное раскрытие акционерным обществом информации, обязательной к опубликованию в открытых источниках в связи с включением в прогнозный план (программу) на соответствующий период, а также своевременным предоставлением по запросам Росимущества соответствующих документов и сведений, необходимых для осуществления оценки акций акционерного общества и его предпродажной подготовки.

В 2013 году утверждены уставы, предусматривающие вышеуказанные изменения, в 327 акционерных обществах (93% от общего количества ) единственным акционером которого является Российская Федерация и включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2011-2013 гг.

С целью устранения рисков потери инвестиционной привлекательности приватизируемых акционерных обществ и сохранения доходов федерального бюджета, предполагаемых к поступлению за счет продажи его акций, а также в рамках исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 13.11.2012 № ИШ-П13-6768, Росимуществом были изданы и размещены в личных кабинетах 430 акционерных обществ, более 50% акций которых находятся в собственности Российской Федерации, на МВ портале директивы об отмене ранее принятых советом директоров решений об отчуждении непрофильных активов, а также незамедлительной приостановке мероприятий направленных на совершение сделок с активами (в случае начала реализации менеджментом принятых советом директоров решений об отчуждении непрофильных активов). Дополнительно Росимуществом были направлены письма в указанные общества с изложением позиции о нецелесообразности отчуждения также профильных активов.

Приказом Росимущества от 11.10.2013 № 316 утверждены цели и задачи привлечения профессиональных директоров и независимых экспертов, избранных в органы управления и контроля акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности и которые не включены в специальный перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2003 № 91-р, в качестве представителей интересов Российской Федерации.

Указанные цели и задачи были направлены на рассмотрение в сообщества профессиональных директоров с предложением разработать проект Программы (плана) работы профессиональных директоров в советах директоров госкомпаний по реализации целей и задач Росимущества.
В 2013 году Росимуществом проводилась работа, направленная на обеспечение размещения приватизируемыми акционерными обществами в сети Интернет информации о своей деятельности, в т.ч. в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 11.05.2011 № 208 «Об утверждении порядка раскрытия информации открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в государственной или муниципальной собственности, и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями», 435 акционерных общества осуществляют соответствующее раскрытие информации и представили сведения о ресурсе данного раскрытия.

Наиболее существенными факторами, сдерживающими осуществление приватизации акций акционерных обществ с государственным участием являются:

  • незаинтересованность действующего менеджмента в выходе Российской Федерации из уставного капитала общества в случаях, где Российская Федерация является мажоритарным или единственным акционером;
  • незаинтересованность мажоритарных акционеров в выходе Российской Федерации из уставного капитала общества в котором Российская Федерация является миноритарным акционером.

Результатом влияния указанных факторов зачастую становится отчуждение и / или обременение наиболее ликвидных активов обществ, вывод наиболее доходных видов их хозяйственной деятельности в аффилированные структуры, создание сомнительной кредиторской / невозможной к взысканию дебиторской задолженности, в т.ч целях извлечения выгод для себя (c возможным последующим банкротством акционерного общества или фактического прекращения его деятельности); непредставление и / или несвоевременное представление комплекта документов и сведений, необходимых для оценки рыночной стоимости пакета акций Российской Федерации и / или публикации информационного сообщения о продаже пакета акций Российской Федерации в целях отложения приватизации на более поздний срок.

В целях пресечения подобных действий исполнительных органов, связанных с «затягиванием» приватизационных процедур, Росимуществом в 2013 году направлено в отношении 49 руководителей приватизируемых акционерных обществ жалобы в ФСФР России / Службу Банка России по финансовым рынкам и Генеральную прокуратуру Российской Федерации с просьбой привлечь последних к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.

По имеющимся в Росимуществе в настоящее время сведениям региональными отделениями Службы Банка России по финансовым рынкам наложены в отношении 2-х акционерных обществ штрафы в размере 500 тыс. руб., в 21 акционерное общество были направлены предписания об устранении акционерными обществами нарушений законодательства Российской Федерации в части представления Росимуществу соответствующих документов. В отношении 4 акционерных обществ возбуждены дела об административном правонарушении.

В отношении 19 акционерных обществ, акции которых подлежали продаже в 2013 году были направлены обращения в правоохранительные органы Российской Федерации с изложением информации о деятельности менеджмента, связанной с отчуждением и/или обременением наиболее ликвидных активов обществ, создание сомнительной кредиторской / невозможной к взысканию дебиторской задолженности, выводом наиболее доходных видов их хозяйственной деятельности в аффилированные структуры в целях извлечения выгод для себя. В настоящее время правоохранительными органами проводятся соответствующие проверочные мероприятия.

В период с 2011 по 2013 годы из Программы приватизации были исключены 13 открытых акционерных обществ, 5 ФГУП и 9 объектов иного имущества. Относительно исключенных организаций Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации приняты иные управленческие решения (передача в собственность субъекта Российской Федерации, преобразование ФГУП в некоммерческие организационно-правовые формы и др.) В отношении 216 обществ приватизационные процедуры осуществить было невозможно (в числе причин - завершающая стадия банкротства, ликвидация либо реорганизация, общества не вели хозяйственную деятельность).

В отношении хозяйственных обществ, приватизация которых не была завершена в 2013-2014 годах, приватизационные процедуры будут продолжены в 2014 году в рамках исполнения прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы после принятия Правительством РФ соответствующих решений.

2.1.1. Структура Программы приватизации и ее итоги

2.1.2. Итоги приватизации крупнейших организаций в 2011-2013 гг.

2.1.3. Продажа акций (долей в уставных капиталах) хозяйственных обществ (за исключением крупнейших организаций) в 2013 году.

2.1.4. Приватизация иного имущества

2.1.5. Сведения о ходе приватизации федеральных государственных унитарных предприятий

2.1.6. Формирование вертикально-интегрированных структур

2.1.7. Формирование ВИС, в создании / расширении которых участвуют ФГУП и ОАО, включенные / подлежащие включению в программу приватизации на 2014-2016 годы

2.1.8. Реализация «дорожных карт» по разгосударствлению объектов федерального имущества, предусматривающих проведение мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности объектов и стимулированию спроса

2.1.9. Организация проведения общественных обсуждений, освещения в средствах массовой информации о вовлечении объектов федерального имущества в коммерческий оборот

2.1.10. Утверждение регламента взаимодействия уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в целях защиты интересов государства при проведении процедур банкротства федеральных государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ

 



Опубликовано: 15.04.2014 13:22:55 / Последнее изменение: 15.04.2014 13:22:55
Скачать: Распечатать